Инновационные стратегии преподавания иностранных языков в контексте модернизации высшего образования Чеченской Республики
Ключевые слова:
иностранные языки, высшее образование, инновационные стратегии, Чеченская Республика, смешанное обучение, коммуникативные компетенцииАннотация
Статья посвящена анализу инновационных стратегий преподавания иностранных языков в вузах Чеченской Республики в условиях модернизации высшего образования. Цель исследования - выявить и охарактеризовать эффективные практики обучения, способствующие повышению качества языковой подготовки студентов. В работе использованы методы кейс-стади, анкетирования, интервьюирования, анализа документов и статистических данных. Эмпирическую базу составили 4 вуза региона, в которых опрошено 200 преподавателей и 500 студентов. Установлено, что внедрение смешанного обучения, проектных технологий, игровых и дискуссионных форматов позволяет повысить вовлеченность студентов (до 80%), развить коммуникативные компетенции (прирост на 25%), расширить кругозор (до 70%). Предложена модель организации языкового образования, интегрирующая аудиторную и онлайн-работу, индивидуальные и групповые формы, профессионально-ориентированное содержание. Результаты исследования могут найти применение в модернизации языковой подготовки в региональных вузах. Перспективным представляется изучение факторов эффективности отдельных методик и технологий в разных образовательных контекстах.
Библиографические ссылки
Алиев А.Н. Билингвальное образование в системе инновационной подготовки студентов в вузе // Педагогика. 2019. № 3. С. 24-31.
Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация: моногр. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2010. 264 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пос. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2015. 365 с.
Евдокимова М.Г. Сетевые технологии в обучении иностранным языкам: основы теории и методики: моногр. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. 195 с.
Жура В.В., Рудова Ю.В. Особенности организации проектной работы студентов при обучении иностранным языкам в вузе // Педагогика. 2018. № 9. С. 103-109.
Колесников А.А. Обучение иностранному языку на основе концепции профессионально-ориентированного пропедевтического курса в вузе // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 4. С. 62-68.
Матиенко А.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике уровневого образования (бакалавриат и магистратура) // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1236-1239.
Павлова И.П. Проблемы развития иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов и аспирантов в рамках единой научно-образовательной среды вуза // Вестник МГЛУ. 2013. № 3(663). С. 128-134.
Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1(25). С. 123-141.
Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 4(36). С. 149-169.
Тарева Е.Г. Обучение языку и культуре: инновационный подход // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2018. № 2(30). С. 48-56.
Халяпина Л.П. Трансформация концепта «языковая образовательная политика» в контексте глобализации // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2(16). С. 123-130.
Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. 746 с.
Языкова Н.В. Сетевое взаимодействие в подготовке современного учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 2-8.
Яроцкая Л.В. Стратегии развития профессиональной иноязычной компетентности студента: уч. пос. М.: МГИМО-Университет, 2013. 119 с.