Оптимизация методов обучения лингвистическим дисциплинам в высших учебных заведениях Чеченской Республики

Авторы

  • Лариса Юнусовна Исраилова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

лингвистическое образование, инновационные методики преподавания, компетентностный подход, цифровые технологии обучения, академическая мобильность, Чеченская Республика.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности преподавания лингвистических дисциплин в вузах Чеченской Республики. Цель исследования - разработка и апробация инновационных методик обучения, основанных на интеграции традиционных и цифровых технологий. Методологическую базу составили компетентностный, коммуникативный и личностно-ориентированный подходы. Эмпирическим материалом послужили результаты опросов и тестирований 250 студентов лингвистических специальностей из 5 вузов региона. Установлено, что применение интерактивных форм работы, мультимедийных ресурсов и адаптивных обучающих программ способствует росту академической успеваемости на 15-20%, повышению мотивации и вовлеченности обучающихся. Доказана эффективность методики «перевернутого класса», проектного и проблемного обучения для развития ключевых лингвистических компетенций. Обоснована целесообразность расширения практики академической мобильности и сетевого взаимодействия вузов для обмена прогрессивным педагогическим опытом. Полученные результаты имеют значимость для оптимизации лингвистического образования в мультикультурных регионах России. Перспективы исследования связаны с масштабированием предложенных методик и созданием единой цифровой образовательной среды.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.

Дмитриева Е.Н. Инновационные подходы в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. № 2(1). С. 28-33.

Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии. М.: МИЭТ, 2016. 180 с.

Куликова О.В. Специфика обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 93-95.

Лебедева О.А. Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Актуальные вопросы филологических наук. Чита: Молодой ученый, 2015. С. 15-17.

Магомедов А.М., Магомедов Г.И. Структура билингвальной коммуникативной компетенции студентов национальных групп педвузов // European social science journal. 2014. № 6-1(45). С. 178-183.

Минина А.М. Модель формирования лингвокультурологической компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка // Alma mater. 2017. № 2. С. 73-78.

Обдалова О.А. Иноязычное образование в 21 веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск: Изд-во Томского университета, 2017. 180 с.

Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №12(90). Ч. 1. С. 207-210.

Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2018. 236 с.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. 2-е изд., дораб. М.: Изд-во МГУ, 2010. 352 с.

Халяпина Л.П. Трансформация концепта «языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. №194. С. 171-179.

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. 5-е изд. М.: Филоматис, 2018. 480 с.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Исраилова ЛЮ, Усманов ТИ. Оптимизация методов обучения лингвистическим дисциплинам в высших учебных заведениях Чеченской Республики. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):12-21. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1751

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>