Оценка рисков и разработка стратегий по предотвращению экологических катастроф на промышленных объектах
Ключевые слова:
экологические риски, промышленная безопасность, экологическое образование, управление катастрофами, проэкологическое мышление, образовательная политикаАннотация
Статья посвящена проблеме оценки рисков и разработки стратегий предотвращения экологических катастроф на промышленных объектах в контексте образовательной политики. Цель исследования – выявить ключевые факторы экологических угроз, связанных с индустриальной деятельностью, и предложить эффективные образовательные подходы к управлению этими рисками. Методология включает комплексный анализ статистики аварийности, экспертные интервью (N=25), контент-анализ образовательных программ (N=50) и фокус-группы с преподавателями (N=5). Установлено, что: 1) образовательный компонент недооценен в существующих системах управления экологическими рисками; 2) необходима глубокая интеграция знаний об экологической безопасности в профильные образовательные программы; 3) ключевая роль в превенции катастроф принадлежит человеческому фактору и формированию проэкологического мышления. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по модернизации образовательных стандартов и программ с учетом задач обеспечения техногенной безопасности. Намечены перспективы междисциплинарных исследований в данной области на стыке педагогики, инженерных наук и риск-менеджмента.
Библиографические ссылки
Александрова Т.В., Зарипова Д.Р. Внедрение принципов устойчивого развития в систему инженерного образования // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 118-126.
Бардин И.В., Ларионова В.А. Экологическая подготовка инженеров: международный опыт и российские реалии // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 35-44.
Войтова А.И., Карелин Н.В. Анализ аварийности и экологических рисков на предприятиях химической промышленности // Безопасность труда в промышленности. 2019. № 8. С. 67-73.
Дьяченко С.В. Экологические компетенции в системе подготовки современного инженера // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 162-169.
Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А. Проблемы оценки и управления экологическими рисками на промышленных предприятиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 94-103.
Михайлова Н.Н. Теория человеческого капитала и проблемы экологизации инженерного образования // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 1. С. 81-89.
Павлова М.Б., Григорьева А.Л. Факторы экологического риска в деятельности промышленных предприятий: анализ и оценка // Экология и промышленность России. 2018. Т. 22. № 4. С. 56-61.
Попова Л.В. Образование для устойчивого развития: глобальный контекст и региональные практики // Вестник международных организаций. 2020. Т.15. № 1. С. 215-235.
Рубцов И.А. Экологический менеджмент на промышленном предприятии: структура, функции, эффективность // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2. С. 48-53.
Сидоров Д.Г., Алиева К.З. Проэкологические компетенции инженера: сущность, структура, технологии формирования // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 2. С. 274-279.
Федорова Е.В. Экологические аспекты профессиональной подготовки инженерных кадров // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 2. С. 194-210.
Blewitt J. Understanding sustainable development. 3rd ed. London: Routledge, 2018. 426 p.
Jadhav S.S., Jagirdar V.V. Environment management training needs for engineers: an empirical study // Journal of engineering education transformations. 2019. Vol. 32. № 3. рр. 1-8.
Perdan S., Azapagic A., Clift R. Teaching sustainable development to engineering students // International journal of sustainability in higher education. 2000. Vol. 1. № 3. рр. 267-279.
Quendler E., Van Der Luit J. Participatory learning for sustainable development: a challenge for higher engineering education // Proceedings of EDULEARN14 Conference. Barcelona, 2014. рр. 1684-1693.