Роль симуляционных технологий в образовательном процессе по обеспечению технологической безопасности на производстве

Авторы

  • Александр Владимирович Вяльцев Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова

Ключевые слова:

симуляционные технологии, образовательный процесс, технологическая безопасность, охрана труда, интерактивность, педагогический эксперимент, практико-ориентированное обучение.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию роли симуляционных технологий в образовательном процессе по обеспечению технологической безопасности на производстве. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки специалистов в области охраны труда и промышленной безопасности в условиях динамично меняющихся технологических процессов. Цель работы – выявить дидактический потенциал и определить оптимальные стратегии внедрения симуляционных технологий в практику обучения технологической безопасности. Задачи: 1) систематизировать мировой опыт использования симуляторов в образовательных программах по охране труда; 2) экспериментально апробировать авторскую модель симуляционного тренинга на базе отраслевого учебного центра; 3) разработать методические рекомендации по проектированию и реализации симуляционных курсов. Методология исследования носит комплексный характер, сочетая теоретический анализ, педагогическое моделирование, опытно-экспериментальную работу и статистическую обработку эмпирических данных. Количественный компонент представлен квазиэкспериментальным планом с пре- и пост-тестовыми замерами, качественный реализован посредством серии фокусированных интервью и анализа продуктов учебной деятельности. В результате исследования установлено, что: 1) грамотное педагогическое внедрение симуляционных технологий повышает качество подготовки по технологической безопасности на 25-30%; 2) эффективность симуляционного тренинга критически зависит от реалистичности учебных сценариев и уровня интерактивности симулятора; 3) представленная авторская модель может служить концептуальной основой для масштабирования симуляционных технологий в практике инженерного образования. В дискуссионном разделе статьи подчеркивается значимость полученных результатов для развития практико-ориентированной дидактики высшей технической школы и совершенствования системы управления охраной труда на предприятиях. Намечены перспективы дальнейшей разработки проблематики на стыке педагогики, инженерной психологии и IT-дизайна образовательных сред.

Библиографические ссылки

Colombo S., Nazir S., Manca D. Immersive virtual reality for training and decision making: preliminary results of experiments performed with a plant simulator // SPE Economics & Management. 2014. № 6(04). рр. 198-210.

Crichton M. T. From cockpit to operating theatre to drilling rig floor: five principles for improving safety using simulator-based exercises to enhance team cognition // Cognition, Technology & Work. 2017. № 19(1). рр. 73-84.

Dalto J.D., Weir C., Thomas F. Analyzing communication errors in an air medical transport service // Air medical journal. 2013. № 32(3). рр. 129-137.

Di Pasquale V., Miranda S., Iannone R., Riemma S. A simulator for human error probability analysis (SHERPA) // Reliability engineering & system safety. 2015. № 139. рр. 17-32.

Flin R., O'Connor P., Crichton M. Safety at the sharp end: A guide to non-technical skills. Boca Raton: CRC Press, 2017. 324 р.

Kluge A., Nazir S., Manca D. Advanced applications in process control and training needs of field and control room operators // IIE Transactions on Occupational Ergonomics and Human Factors. 2014. № 2(3-4). рр. 121-136.

Lawson G., Shaw E., Roper T., Nilsson T., Bajorunaite L., Batool A. Immersive virtual worlds: multi-sensory virtual environments for health and safety training. 2019. arXiv preprint arXiv:1910.04697.

Manca D., Brambilla S., Colombo S. Bridging between virtual reality and accident simulation for training of process-industry operators // Advances in engineering software. 2013. № 55. рр. 1-9.

Nazir S., Colombo S., Manca D. Testing and analyzing different training methods for industrial operators: an experimental approach // Computer aided chemical engineering. 2014. № 32. рр. 667-672.

Vassiliou M.S., Goh J.X. The effectiveness of virtual-reality and augmented-reality technologies in safety training: A meta-analysis // Computers in human behavior. 2021. № 126. рр.106-978.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Вяльцев АВ. Роль симуляционных технологий в образовательном процессе по обеспечению технологической безопасности на производстве. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):178-85. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1678

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ