Внедрение инновационных педагогических технологий для подготовки специалистов в области экологической безопасности и защиты окружающей среды на промышленных объектах
Ключевые слова:
экологическая безопасность, промышленность, инновационные педагогические технологии, интерактивное обучение, компетентностный подход, практико-ориентированностьАннотация
Данная статья посвящена проблеме внедрения инновационных педагогических технологий в процесс подготовки специалистов по экологической безопасности и защите окружающей среды на промышленных объектах. Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью в высококвалифицированных кадрах, способных эффективно решать задачи обеспечения экологической безопасности в условиях интенсивного промышленного развития. Цель исследования – разработать и апробировать комплекс инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества профессиональной подготовки экологов-промышленников. В ходе работы использовались методы теоретического анализа, педагогического моделирования, опытно-экспериментальной проверки, статистической обработки данных. Эмпирическую базу составили результаты опроса 120 преподавателей профильных вузов, а также данные о динамике академической успеваемости 250 студентов экспериментальных групп. Ключевые результаты: 1) определены концептуальные основания и принципы проектирования инновационных педагогических технологий; 2) разработана и внедрена модель практико-ориентированного обучения, включающая комплекс интерактивных кейсов, имитационных игр и проектов; 3) экспериментально доказана эффективность предложенных технологий, обеспечивающих достоверный прирост ключевых компетенций будущих специалистов-экологов. Теоретическая значимость исследования заключается в приращении научного знания в области профессиональной педагогики. Практическая ценность связана с возможностью тиражирования апробированных инновационных технологий в масштабах всей системы экологического образования. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с расширением спектра педагогических инноваций и диверсификацией форматов их реализации.
Библиографические ссылки
Алексеев С.В. Линии развития экологического образования в России // Экологическое образование. 2014. № 4. С. 3-9.
Гафурова Н.В., Осипова С.И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137-139.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
Дзятковская Е.Н. Миссия экологического образования – 2030 // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 3. С. 4-8.
Егорова Г.И. Интерактивные технологии обучения в высшей школе // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 4. С. 35-40.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.
Ермаков Д.С. Экологическое образование для устойчивого развития: поиск новых ориентиров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 1. С. 13-17.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 3. С. 3-8.
Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7. С. 40-56.
Игнатова В.А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования // Образование и наука. 2013. № 2. - С. 3-17.
Кручинина Г.А., Круподерова Е.П., Шилова М.И. Инновационные педагогические технологии в подготовке специалистов инженерного профиля // Приволжский научный журнал. 2015. № 4. С. 228-232.
Лисицына Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. 147 с.
Мамедов Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития // Экология и жизнь. 2011. № 9. С. 4-8.
Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2015. № 4. С. 3-6.
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. н. СПб., 2007. 43 с.
Шестак В.П., Шестак Н.В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-39.