Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков (английского) в вузе
Ключевые слова:
личностно-ориентированный подход, преподавание английского языка, высшее образование, языковые компетенции, учебная автономия, субъектность.Аннотация
Актуальность личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков в вузе обусловлена необходимостью формирования у студентов не только языковых компетенций, но и метапредметных навыков, способности к автономному обучению. Цель исследования – выявить эффективные стратегии реализации данного подхода на занятиях по английскому языку. Задачи: 1) определить сущностные характеристики и принципы личностно-ориентированного обучения; 2) проанализировать методический потенциал различных технологий; 3) экспериментально апробировать модель личностно-ориентированного преподавания английского языка. Методологическую базу составили компетентностный, коммуникативно-деятельностный и автономный подходы. Использовались теоретический анализ литературы, моделирование, педагогический эксперимент, опросы, тестирование, методы математической статистики. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 3 вузов (выборка – 60 студентов). Установлено, что эффективность личностно-ориентированного обучения повышается при: 1) опоре на субъектный опыт и познавательные потребности студентов; 2) активном использовании интерактивных и проблемных технологий; 3) развитии навыков самооценки и рефлексии; 4) создании ситуаций свободного выбора траекторий и форматов работы. Обсуждение. Предложенная модель позволяет существенно повысить мотивацию, академическую успеваемость, автономность студентов. Практическая ценность связана с возможностью тиражирования апробированных технологий и материалов. Перспективы исследования: изучение преемственности школьной и вузовской ступеней в реализации личностно-ориентированного обучения.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.
Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
Benson P. Teaching and Researching Autonomy in Language Learning. L.: Longman, 2001. 260 p.
Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. рр. 1-47.
Dörnyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 164 p.
Hymes D.H. On communicative competence. Sociolinguistics. Selected readings. Eds. by J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. pp. 269-293.
Oxford R.L. Language learning strategies: What every teacher should know. Boston: Heinle & Heinle, 1990. 342 p.
Richards J.C. Communicative language teaching today. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 47 p.
Van Ek J.A., Trim J.L.M. Threshold 1990. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 192 p