Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков (английского) в вузе

Авторы

  • Нурхажи Урумбайевич Амирхажиев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

личностно-ориентированный подход, преподавание английского языка, высшее образование, языковые компетенции, учебная автономия, субъектность.

Аннотация

Актуальность личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков в вузе обусловлена необходимостью формирования у студентов не только языковых компетенций, но и метапредметных навыков, способности к автономному обучению. Цель исследования – выявить эффективные стратегии реализации данного подхода на занятиях по английскому языку. Задачи: 1) определить сущностные характеристики и принципы личностно-ориентированного обучения; 2) проанализировать методический потенциал различных технологий; 3) экспериментально апробировать модель личностно-ориентированного преподавания английского языка. Методологическую базу составили компетентностный, коммуникативно-деятельностный и автономный подходы. Использовались теоретический анализ литературы, моделирование, педагогический эксперимент, опросы, тестирование, методы математической статистики. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 3 вузов (выборка – 60 студентов). Установлено, что эффективность личностно-ориентированного обучения повышается при: 1) опоре на субъектный опыт и познавательные потребности студентов; 2) активном использовании интерактивных и проблемных технологий; 3) развитии навыков самооценки и рефлексии; 4) создании ситуаций свободного выбора траекторий и форматов работы. Обсуждение. Предложенная модель позволяет существенно повысить мотивацию, академическую успеваемость, автономность студентов. Практическая ценность связана с возможностью тиражирования апробированных технологий и материалов. Перспективы исследования: изучение преемственности школьной и вузовской ступеней в реализации личностно-ориентированного обучения.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.

Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.

Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

Benson P. Teaching and Researching Autonomy in Language Learning. L.: Longman, 2001. 260 p.

Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. рр. 1-47.

Dörnyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 164 p.

Hymes D.H. On communicative competence. Sociolinguistics. Selected readings. Eds. by J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. pp. 269-293.

Oxford R.L. Language learning strategies: What every teacher should know. Boston: Heinle & Heinle, 1990. 342 p.

Richards J.C. Communicative language teaching today. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 47 p.

Van Ek J.A., Trim J.L.M. Threshold 1990. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 192 p

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Амирхажиев НУ, Усманов ТИ. Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранных языков (английского) в вузе. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(5-1):180-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1618

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>