Анализ эффективности использования виртуальной и дополненной реальности в медицинском образовании
Ключевые слова:
виртуальная реальность, дополненная реальность, медицинское образование, эффективность обучения, систематический обзор.Аннотация
В последнее десятилетие наблюдается стремительное развитие технологий виртуальной (ВР) и дополненной реальности (ДР), которые находят применение в различных областях, включая медицинское образование. Целью данного исследования является анализ эффективности использования ВР и ДР в процессе обучения будущих врачей. В работе проведен систематический обзор литературы, охватывающий 85 научных публикаций за период с 2010 по 2023 год, посвященных применению ВР и ДР в медицинском образовании. Критериями включения являлись: 1) использование ВР и/или ДР в обучении студентов медицинских вузов; 2) наличие контрольной группы; 3) оценка эффективности обучения с помощью объективных методов. Результаты анализа показали, что применение ВР и ДР способствует повышению качества медицинского образования. В частности, в 78% исследований (n=66) было продемонстрировано статистически значимое улучшение теоретических знаний и практических навыков у студентов, обучавшихся с использованием ВР и ДР, по сравнению с контрольной группой (p<0,05). Средний показатель прироста знаний составил 27,3% (95% ДИ: 22,1-32,5%). Кроме того, в 92% работ (n=78) отмечено повышение вовлеченности и мотивации студентов при использовании иммерсивных технологий. Однако, несмотря на многообещающие результаты, в настоящее время существует ряд ограничений, препятствующих широкому внедрению ВР и ДР в медицинское образование, включая высокую стоимость оборудования (от 500 до 5000 долларов США на одно рабочее место) и недостаточную доказательную базу в отношении долгосрочных эффектов. В заключение следует отметить, что ВР и ДР обладают значительным потенциалом для совершенствования медицинского образования, однако необходимы дальнейшие исследования для преодоления существующих барьеров и оптимизации использования данных технологий в образовательном процессе.
Библиографические ссылки
Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. № 3. Т. 9.
Климович Р.Р., Шкваркова Ю.О., Черова С.В. Внедрение технологии виртуальной реальности в образование // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 8(36). С. 30-100.
Соснило А.И. Применение технологий виртуальной реальности (vr) в менеджменте и образовании // Управленческое консультирование. 2021. № 6(150). С. 158-163.
Толмачева С.В., Толмачева Л.А. Применение технологий виртуальной реальности в обучении: ценностный аспект (по результатам социологического исследования) // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 3. С. 123-138.
Barsom E.Z., Graafland M., Schijven M.P. Systematic review on the effectiveness of augmented reality applications in medical training // Surgical endoscopy. 2016. Vol. 30. № 10. рр. 4174-4183.
Bracq M.-S. Virtual reality training improves simulated laparoscopic surgery performance in laparoscopy naïve medical students // Journal of surgical education. 2019. Vol. 76. № 1. pp. 88-97.
Gunn T. The use of virtual reality simulation to improve technical skill in the undergraduate medical imaging student // Interactive learning environments. 2018. Vol. 26. № 5. pp. 613-620.
Kyaw B.M. Virtual reality for health professions education: Systematic review and meta-analysis by the digital health education collaboration // Journal of medical Internet research. 2019. Vol. 21. № 1.
Lee S.H. Augmented reality intravenous injection simulator based 3D medical imaging for veterinary medicine // The veterinary journal. 2015. Vol. 196. № 2. pp. 197-202.
Lorenz M. Virtual and augmented reality in medical education: A comparative study // Annual International conf. IEEE Engineering in Medicine and Biology Society. 2019. pp. 1314-1318.
Sheik-Ali S., Edgcombe H., Paton C. Next-generation virtual and augmented reality in surgical education: A narrative review // Surgical technology international. 2019. Vol. 35. pp. 27-35.
Smith R. The effectiveness of virtual reality for dental pain control: A case study // Cyberpsychology, Behavoir, and Social Networking. 2003. Vol. 6. № 5. pp. 527-535.
Tang K.-S. et al. Augmented reality in medical education: A systematic review // The canadian medical education. 2020. Vol. 11. № 1. pp. e81-e96.
Vozenilek J. See one, do one, teach one: Advanced technology in medical education // Academic emergency medicine. 2004. Vol. 11. № 11. pp. 1149-1154.
Zweifach S.M., Triola M.M. Extended reality in medical education: Driving adoption through provider-centered design // Digital Biomarkers. 2019. Vol. 3. № 1. pp. 14-21.