Развитие критического мышления у студентов медицинских вузов через применение кейс-метода в обучении
Ключевые слова:
критическое мышление, кейс-метод, медицинское образование, клиническое мышление, принятие решений.Аннотация
В статье рассматривается проблематика развития критического мышления у студентов медицинских вузов посредством применения кейс-метода в образовательном процессе. Актуальность данной темы обусловлена возрастающей потребностью в формировании у будущих врачей навыков клинического мышления и способности принимать обоснованные решения в сложных профессиональных ситуациях. Цель исследования заключается в анализе эффективности использования кейс-метода как инструмента развития критического мышления у студентов медицинских специальностей. В ходе исследования были проанализированы результаты внедрения кейс-метода в образовательный процесс на базе трех медицинских вузов России (n=450). Применялись методы анкетирования, тестирования, экспертной оценки, а также статистической обработки данных с использованием программного обеспечения SPSS 23.0. Кейсы разрабатывались на основе реальных клинических ситуаций и включали в себя описание проблемы, дополнительные материалы (результаты анализов, инструментальных исследований и др.) и вопросы для обсуждения. Анализ полученных данных показал, что применение кейс-метода способствует статистически значимому повышению уровня критического мышления у студентов медицинских вузов. Так, в экспериментальной группе (n=225) средний балл по тесту критического мышления Уотсона-Глейзера увеличился с 52,4±3,7 до 64,8±4,2 (p<0,01), в то время как в контрольной группе (n=225) прирост составил лишь 3,1±2,6 балла (p>0,05). Кроме того, качественный анализ результатов решения кейсов продемонстрировал улучшение навыков анализа информации, выдвижения гипотез, аргументации и принятия решений у студентов экспериментальной группы. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности кейс-метода как инструмента развития критического мышления у будущих врачей.
Библиографические ссылки
Baeten M., Dochy F., Struyven K., Parmentier E., Vanderbruggen A. Student-centred learning environments: An investigation into student teachers' instructional preferences and approaches to learning // Learning environments research. 2016. Vol. 19. № 1. рр. 43-62.
Bi M., Zhao Z., Yang J., Wang Y. Comparison of case-based learning and traditional method in teaching postgraduate students of medical oncology // Medical teacher. 2019. Vol. 41. № 10. зз. 1124-1128.
Datta R., Upadhyay K.K., Jaideep C.N. Simulation and its role in medical education // Medical Journal Armed Forces India. 2012. Vol. 68. № 2. рр. 167-172.
Dujari M.L., Shaik A.L., Kumar K.V., Sheela S.K. Case based learning (CBL): A better option to traditional teaching for undergraduate students in curriculum of pediatrics // International journal of contemporary pediatrics. – 2019. Vol. 6. № 5. pp. 1984-1988.
Guraya R.S., Guraya S.S., Habib F.A., AlQuiliti K.W., Khoshhal K.I. Effectiveness of case-based learning during small group sessions at a medical school in Saudi Arabia // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2018. Vol. 13. № 6. рр. 541-546.
Herreid C.F. Case studies in science – a novel method of science education // Journal of college science teaching. 1994. Vol. 23. № 4. рр. 221-229.
Lin Y.M., Chou C.Y., Lin H.C., Chen C.H., Hsu C.M., Hung C.C. Evaluating the effectiveness of case-based learning on student learning outcomes in an undergraduate clinical laboratory science course // SAGE Open medicine. 2020. Vol. 8.
McLean S.F. Case-based learning and its application in medical and health-care fields: A review of worldwide literature // Journal of medical education and curricular development. 2016. Vol. 3. Р. 39.
Poulton T., Conradi E., Kavia S., Round J., Hilton S. The replacement of 'paper' cases by interactive online virtual patients in problem-based learning // Medical teacher. 2009. Vol. 31. № 8. pp. 752-758.
Setia S., Bobby Z., Ananthanarayanan P., Radhika M., Kavitha M., Prashanth T. Case based learning versus problem based learning: A direct comparison from first year medical students perspective // Medical education. 2011. Vol. 2. № 6.
Thistlethwaite J.E., Davies D., Ekeocha S., Kidd J.M., MacDougall C., Matthews P., Purkis J., Clay D. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 // Medical Teacher. 2012. Vol. 34. № 6. pp. e421-e444.
Tiruneh D.T., Verburgh A., Elen J. Effectiveness of critical thinking instruction in higher education: A systematic review of intervention studies // Higher education studies. 2014. Vol. 4. №1. pp. 1-17.
Watson G.B., Glaser E.M. Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal Manual. NY: Psychological Corporation, 1980.67 p.
Yeo S., Chang B.H. Implementation of problem-based learning in medical education in Korea // Korean journal of medical education. 2017. Vol. 29. № 4. рр. 271-282.