Влияние игровых видов спорта на физическое и психическое здоровье детей и подростков
Ключевые слова:
игровые виды спорта, дети, подростки, физическое здоровье, психическое здоровье, систематический обзор, метасинтез, полуструктурированное интервью.Аннотация
Игровые виды спорта традиционно считаются важным фактором физического и психического развития детей и подростков. Однако научные данные об их влиянии на здоровье подрастающего поколения не всегда однозначны и требуют дальнейшего осмысления. Цель исследования – комплексно проанализировать воздействие занятий игровыми видами спорта на физическое и психическое здоровье детей и подростков. Методы. Исследование опирается на сочетание количественной и качественной методологии. Проведен систематический обзор научных публикаций в авторитетных базах данных (PubMed, Scopus, Web of Science) за 2010-2023 годы. Из 1784 найденных источников отобраны 56 полнотекстовых статей, соответствующих критериям включения. Выполнен их критический анализ и метасинтез. Дополнительно проведены полуструктурированные интервью с 30 тренерами и 60 юными спортсменами (9-17 лет). Транскрипты обработаны методом тематического анализа. Результаты. Выявлено преимущественно положительное влияние игровых видов спорта на показатели физического здоровья, двигательные способности и когнитивное функционирование. Вместе с тем, чрезмерные тренировочные нагрузки, давление со стороны тренеров и родителей, неадекватное восприятие неудач могут приводить к психологическому дистрессу и утрате мотивации. Установлена важность разумного баланса между спортивной специализацией и гармоничным развитием личности. Обсуждение. Результаты подчеркивают необходимость взвешенного подхода к организации детско-юношеского спорта. Практическая значимость связана с возможностью совершенствования тренировочных программ и психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов. Перспективы дальнейших исследований – лонгитюдные проекты с охватом разных этапов спортивной карьеры.
Библиографические ссылки
Crane J., Temple V. A systematic review of dropout from organized sport among children and youth // European physical education review. 2015. № 21(1). рр. 114-131.
DiFiori J.C., Benjamin H.J., Brenner J.S., Gregory A., Jayanthi N., Landry G.L., Luke A. (2014). Overuse injuries and burnout in youth sports: a position statement from the American Medical Society for Sports Medicine // British Journal of Sports Medicine. 2014. № 48(4). рр. 287-288.
Eime R.M., Young J.A., Harvey J.T., Charity M.J., Payne W. R. A systematic review of the psychological and social benefits of participation in sport for children and adolescents: informing development of a conceptual model of health through sport // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2013. № 10(1). рр. 98.
Gao Z., Lee J.E., Pope Z., Zhang D. Effect of active videogames on underserved children's classroom behaviors, effort, and fitness // Games for Health Journal. 2016. № 5(5). рр. 318-324.
Holt N.L., Neely K.C., Slater L.G., Camiré M., Côté J., Fraser-Thomas J., Tamminen K.A. (2017). A grounded theory of positive youth development through sport based on results from a qualitative meta-study // International review of sport and exercise psychology. 2017. № 10(1). рр. 1-49.
Leppänen M.H., Pasanen K., Kannus C., Parkkari J. Epidemiology of overuse injuries in youth team sports: a 3-year prospective study // International journal of sports medicine. 2019. № 40(12). рр. 790-797.
Myer G.D., Jayanthi N., Difiori J.С., Faigenbaum A.D., Kiefer A.W., Logerstedt D., Micheli L.J. Sport specialization, part I: does early sports specialization increase negative outcomes and reduce the opportunity for success in young athletes? // Sports Health, 2015. № 7(5). рр. 437-442.
Post E.G., Bell D. R., Trigsted S.M., Schaefer D.A., Wichman D.M., Watson A.M., McGuine T.A. Association of competition volume, club sports, and sport specialization with sex and lower extremity injury history in high school athletes // Sports Health. 2016. № 8(6). pp. 518-523.
Smith A.L. Peer relationships in physical activity contexts: A road less traveled in youth sport and exercise psychology research // Psychology of Sport and Exercise, 2003. № 4(1). рр. 25-39.
Soligard T., Schwellnus M., Alonso J.M., Bahr R., Clarsen B., Dijkstra H.C., Van Rensburg C.J. How much is too much? International Olympic Committee consensus statement on load in sport and risk of injury (Part 1) // British journal of sports medicine. 2016. № 50(17). pp. 1030-1041.
Strachan L., Côté J., Deakin J. A new view: exploring positive youth development in elite sport contexts // Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2011. 3(1). pp. 9-32.
Vella S.A., Cliff D.C., Magee C.A., Okely A.D. Associations between sports participation and psychological difficulties during childhood: a two-year follow up // Journal of Science and Medicine in Sport. 2015. № 18(3). рр. 304-309.
Visek A.J., Achrati S.M., Manning H., McDonnell K., Harris B.S., DiPietro L. (2015). The fun integration theory: toward sustaining children and adolescents sport participation // Journal of Physical Activity and Health. 2015. № 12(3). pp. 424-433.
Vora M., Curry E., Chipman H., Matzkin E., Li X. Comprehensive update on treatment of overuse elbow injuries in the throwing athlete // Current reviews in musculoskeletal medicine. 2017. № 10(4). рр. 419-430.
Yang X., Telama R., Hirvensalo M., Viikari J.S., Raitakari O.T. Sustained participation in youth sport decreases metabolic syndrome in adulthood // International Journal of Obesity. 2009. № 33(11). рр. 1219-1226.