Взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций в сфере патриотического воспитания

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский государственный аграрный университет
  • Эдуард Юрьевич Башмаков Уральский государственный аграрный университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский государственный аграрный университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский государственный аграрный университет
  • Алексей Сергеевич Мишин Уральский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/a5101-0052-2479-b

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, образовательные учреждения, общественные организации, молодежь, взаимодействие, волонтерство

Аннотация

Патриотическое воспитание молодежи является одной из ключевых задач современного российского общества. Успешная реализация данной задачи возможна лишь при эффективном взаимодействии образовательных учреждений и общественных организаций. Целью настоящего исследования является анализ основных форм и методов такого взаимодействия. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования (проанализировано 127 источников), изучение нормативно-правовой базы (рассмотрено 18 законодательных актов), анкетирование учащихся школ и вузов (опрошено 1532 респондента в возрасте от 14 до 22 лет из 8 регионов РФ), интервьюирование представителей образовательных учреждений и общественных организаций (проведено 43 интервью в 12 субъектах РФ). Установлено, что основными формами взаимодействия образовательных учреждений и общественных организаций в сфере патриотического воспитания являются: совместная разработка и реализация образовательных и социальных проектов (76% респондентов принимали участие в подобных проектах), организация мероприятий патриотической направленности (87% опрошенных школьников и студентов посещали такие мероприятия), оказание волонтерской и спонсорской помощи ветеранам и членам их семей (65% учащихся имеют подобный опыт), проведение военно-спортивных игр и соревнований (58% респондентов являются их участниками). Выявлены факторы, способствующие повышению эффективности указанного взаимодействия: системность работы, учет возрастных особенностей молодежи, использование интерактивных методов, мониторинг результатов.

Библиографические ссылки

Бортник А.Ф., Манасытова М.А. Организация военно-полевых сборов юношей как условие патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 42-46.

Бушма П.Е. Участие общественных объединений Томской области в гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Организация работы с молодежью. 2019. № 6. С. 8.

Губенко М.С., Ковалев А.С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военно-политической работы // Вестник адъюнкта. 2019. № 1(3). С. 4.

Зубова О.Г., Бухтиярова И.Н. Патриотизм как основа формирования национальной идеи в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2017. № 5. С. 26-29.

Капустин В.В. Роль всероссийского общественного движения «Юнармия» в военно-патриотическом воспитании молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2021 № 5. С. 183-189.

Кузьмин А.В., Трифанов Ю.Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 10. С. 139-149.

Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в Российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в Российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 2(36). С. 47-66.

Мартынов М.Ю., Фадеева Л.А., Габеркорн А.И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 109-121.

Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 155-175.

Сазанова М.Л., Русских Н.В. Военно-патриотическое воспитание старших подростков во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: междунар. науч.-практ. журнал. 2021. № 06(59). С. 70-80.

Baekken H. Patriotic disunity: limits to popular support for militaristic policy in Russia // Post-Soviet Affairs. 2021. Vol. 37. № 3. рр. 261-275.

Dauce F., Laruelle M., Le Huerou A., Rousselet K. Introduction: What does it mean to be a patriot? / // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67. № 1. рр. 1-7.

Kratochvil P., Shakhanova G. The Patriotic Turn and Re-Building Russia's Historical Memory: Resisting the West, Leading the Post-Soviet East? // Problems of Post-Communism. 2021. Vol. 68. № 5. рр. 442-456.

Laruelle M. Patriotic Youth Clubs in Russia. Professional Niches, Cultural Capital and Narratives of Social Engagement // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67. № 1. рр. 8-27.

Papastephanou M. Inward and Outward Patriotism // Review of European Studies. 2013. Vol. 5. № 2. рр. 20-32.

Spry C., Hornsey M. The influence of blind and constructive patriotism on attitudes toward multiculturalism and immigration // Australian Journal of Psychology. 2007. Vol. 59. № 3. рр. 151-158.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Джолиев ИМО, Башмаков ЭЮ, Каримов НМ, Обносов ВА, Мишин АС. Взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций в сфере патриотического воспитания. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-2):96-105. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1362

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>