Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов через использование аутентичных материалов
Ключевые слова:
иноязычная коммуникативная компетенция, аутентичные материалы, управление образованием, высшее образование, коммуникативный подход, компетентностный подход, педагогический экспериментАннотация
Целью данного исследования является изучение влияния использования аутентичных материалов на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в контексте управления образованием. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и подходов к обучению иностранным языкам в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Исследование базируется на теоретических положениях коммуникативного и компетентностного подходов, а также на концепции аутентичности в обучении иностранным языкам. Материалы и методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме, педагогическое наблюдение, опрос студентов и преподавателей, тестирование уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, а также педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 80 студентов 1-2 курсов неязыковых специальностей, разделенных на экспериментальную (ЭГ, n=60) и контрольную (КГ, n=60) группы. В ЭГ обучение проводилось с использованием комплекса аутентичных материалов (тексты, аудио, видео, инфографика и др.), отобранных с учетом уровня языковой подготовки, профессиональных интересов и потребностей студентов. В КГ применялись традиционные учебные материалы. Эксперимент длился один учебный год. Результаты исследования показали, что систематическое и методически обоснованное использование аутентичных материалов способствует значительному повышению уровня сформированности всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов ЭГ. Средний прирост показателей в ЭГ составил: лингвистическая компетенция – 23%, дискурсивная – 19%, социолингвистическая – 17%, социокультурная – 25%, стратегическая – 21% (р<0,01). В КГ динамика была менее выраженной: прирост по аналогичным компетенциям варьировался в пределах 5-9%. Качественный анализ результатов опроса и наблюдений показал, что студенты ЭГ демонстрируют более высокий уровень мотивации, вовлеченности в учебный процесс и удовлетворенности результатами обучения. Преподаватели отмечают целесообразность и эффективность интеграции аутентичных материалов в практику преподавания иностранного языка. Таким образом, результаты исследования обосновывают необходимость модернизации языкового образования в вузе на основе более широкого использования аутентичных материалов, что требует соответствующей подготовки преподавателей, разработки учебно-методического обеспечения и организационно-управленческих решений на уровне образовательной организации и системы высшего образования в целом.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
Галскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. №1. С. 13-17.
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. С. 6-12.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2002. 320 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
Berardo S.A. The use of authentic materials in the teaching of reading // The Reading Matrix. 2006. № 6 (2). P. 60-69.
Gilmore A. Authentic materials and authenticity in foreign language learning // Language Teaching. 2007. № 40(2). P. 97-118.
Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centred approach. Cambridge University Press, 1987. 183 p.
Kramsch C. Context and Culture in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1993. 295 p.
Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 211 p.