Инновационные подходы к управлению образовательным процессом при обучении романским языкам в вузе

Авторы

  • Фатима Аубекировна Тамбиева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Лариса Супьяновна Ибаева Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

управление образованием, инновационные подходы, романские языки, интерактивное обучение, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, автономия учащихся, коммуникативные компетенции

Аннотация

Статья посвящена инновационным подходам к управлению образовательным процессом при обучении романским языкам в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения новых методов и технологий в систему языкового образования для повышения эффективности обучения и развития коммуникативных компетенций студентов. Цель работы заключается в систематизации и анализе современных подходов к управлению образовательным процессом в области романской филологии. Материалы и методы исследования включают в себя анализ научной литературы по проблеме управления образованием, а также эмпирические данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова и Чеченского государственного педагогического университета. В эксперименте приняли участие 60 студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению «Лингвистика» (профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»). Для оценки эффективности инновационных подходов использовались методы анкетирования, тестирования, наблюдения и статистической обработки данных. Результаты исследования показали, что внедрение таких инновационных подходов, как интерактивное обучение, проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитие автономии учащихся, способствует повышению мотивации студентов к изучению романских языков, улучшению их академической успеваемости и развитию профессиональных компетенций. Так, по данным анкетирования, 87% студентов экспериментальной группы отметили возросший интерес к изучаемому языку, а средний балл по итогам семестра в этой группе оказался на 1,5 балла выше, чем в контрольной (4,7 против 3,2). Кроме того, использование ИКТ позволило оптимизировать процесс управления образовательным контентом и обеспечить индивидуализацию обучения за счет создания персонализированных образовательных траекторий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования процесса обучения романским языкам в вузах и повышения качества языкового образования. Предложенные инновационные подходы могут быть интегрированы в существующие образовательные программы и адаптированы к специфике конкретного учебного заведения.

Библиографические ссылки

Алексеева И.С. Введение в переводоведение: уч. пос. для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. зав. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. 352 с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: уч. пос. для студ. филол. и лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. зав. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пос. для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: уч. пос. для вузов. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2007. 253 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пос. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: уч. пос. для студ. пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 238 с.

Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: уч. пос. для препод. и студ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с.

Benson P. Teaching and researching autonomy in language learning. L: Longman, 2001. 260 p.

Dörnyei Z. Motivational strategies in the language classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 155 p.

Harmer J. The Practice of english language teaching. 4th ed. Harlow: Pearson Education Limited, 2007. 448 p.

Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991. 62 p.

Nunan D. Task-based language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 222 p.

Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 270 p.

Thornbury S. How to teach speaking. Harlow: Pearson Education Limited, 2005. 156 p

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Тамбиева ФА, Ибаева ЛС. Инновационные подходы к управлению образовательным процессом при обучении романским языкам в вузе. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(4-1):232-41. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1500

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)