Комплекс упражнений на развитие навыков устной коммуникации учащихся 10-х классов с применением метода ситуативности

Авторы

  • Лариса Супьяновна Ибаева Чеченский государственный педагогический университет
  • Петимат Халидовна Алмурзаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.25726/v1859-9584-8650-n

Ключевые слова:

навыки устной коммуникации, ситуативный метод, учащиеся 10-х классов

Аннотация

Навыки устной коммуникации играют исключительно важную роль в жизни современного человека. Формирование и совершенствование данных навыков у учащихся является неотъемлемой задачей школьного образования. В настоящей статье рассматривается комплекс упражнений, направленный на развитие навыков устной речи подростков 10-х классов. Современный этап развития общества характеризуется повышенными требованиями к коммуникативным способностям личности. Умение четко, ясно и убедительно излагать свои мысли в устной форме открывает значительные возможности для успешной самореализации человека в различных сферах деятельности. В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-х классов общеобразовательной школы в Чеченской Республике. В качестве основного метода был использован ситуативный метод, заключающийся в организации упражнений, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям общения. По результатам тестирования до и после эксперимента было выявлено существенное улучшение качества устной речи подростков: увеличилась длительность монологических выступлений, улучшилась аргументация излагаемой позиции, уменьшилось количество пауз и запинок в речи. Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что основой успешного формирования навыков устной коммуникации является комплексный подход, охватывающий все её составляющие: от вербальных умений до эмоционально-волевых. При этом ключевым условием реализации данного принципа выступает интеграция разнообразных методик, направленных на отработку каждого элемента.

Библиографические ссылки

Ариян М.А., Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общ. курс. 2-е изд., перераб. и доп. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2019. 190 с.

Бадалян А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2018. № 13. С. 111-113.

Белых А.Я., Глоба Т.Н. Обучение иноязычному общению как фактор повышения аргументированно-коммуникативной деятельностной компетенции современного специалиста // Выпуск 1. Донецк: Донбасский государственный педагогический университет, 2017. С. 72-76.

Гришина А.С. К вопросу необходимости формирования коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза в условиях цифровизации // Язык, перевод, коммуникация в условиях полилога культур. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 282-290.

Гусева Л.В. Профессионально ориентированные ситуации иноязычного общения как средство развития межкультурной коммуникации бакалавров: дисс. к. пед. н. Нижний Новгород, 2015. 25 с.

Деркачева М.А. Методика обучения составлению рекламного слогана в процессе иноязычного профессионального общения студентов (английский язык; профиль «Реклама и связи с общественностью»): дисс. к. пед. н. Тамбов, 2016. 24 с.

Илмаз-Леденеева Т.О. Диалог в групповых аккаунтах (на материале социальных сетей Facebook, Instagram, VK) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. №1 (106). С. 39-50.

Карпеева Р.С. Современные подходы в обучении иностранному языку в техническом вузе // «Педагогичесий вестник» Научный журнал. Изд. АНС, 2018. Вып. 4. С. 32-34.

Коновалова Л.П. Из опыта создания комплекса коммуникативных упражнений по РКИ для начального этапа обучения // Мир науки, культуры и образования. Барнаул: Концепт. 2020. № 5. С. 36- 38.

Назаренко А.Л. Проблемы оптимизации понимания и преподавания языка для специальных целей. Изд-е 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 127 с.

Панов Е.Н. Эволюция диалога. Коммуникация в развитии: от микроорганизмов до человека. М.: Языки славянской культуры, 2015. 400 с.

Перехода Е.И. Особенности стилистически маркированных грамматических конструкций в современной английской диалогической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. №6(17). С. 117-121.

Пискун Я.В. Лексические навыки и особенности их формирования на ранней стадии обучения иностранному языку // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. Вып. 13. С. 46-52.

Потылицина И.Г., Бабамурадова Б.Д. Обучение иноязычной письменной речи на старшем этапе в средней общеобразовательной школе // Общество. 2021 № 2-2 (21). С. 49-51.

Танцюра Д.Э. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в высших образовательных учреждениях // Вестник Донецкого педагогического института. Выпуск 3. Донецк. 2018. С. 192-199.

Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2016. 454 с.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Ибаева ЛС, Алмурзаева ПХ. Комплекс упражнений на развитие навыков устной коммуникации учащихся 10-х классов с применением метода ситуативности. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-2):110-6. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1206

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА