Развитие критического мышления на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых вузов
DOI:
https://doi.org/10.25726/l5571-4999-4169-pКлючевые слова:
критическое мышление, английский язык, неязыковой вуз, анализ, синтез, оценка, методика обученияАннотация
В данной статье рассматривается проблема развития критического мышления у студентов неязыковых вузов на занятиях по английскому языку. Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у будущих специалистов навыков анализа, синтеза и оценки информации, что является неотъемлемой частью их профессиональной компетентности. Цель исследования заключается в определении эффективных методов и приемов развития критического мышления у студентов в процессе обучения английскому языку. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме развития критического мышления, наблюдение за учебным процессом, анкетирование студентов и преподавателей, а также педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 120 студентов 1-2 курсов технических специальностей. Экспериментальная группа (60 человек) занималась по специально разработанной методике, включающей такие приемы, как мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра, кейс-метод и др. Контрольная группа (60 человек) обучалась по традиционной методике. Результаты исследования показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень развития критического мышления по сравнению с контрольной группой. Так, 78% студентов экспериментальной группы успешно справились с заданиями на анализ и интерпретацию текстов, в то время как в контрольной группе этот показатель составил лишь 54%. Кроме того, студенты экспериментальной группы проявили большую активность и заинтересованность на занятиях, что положительно сказалось на их мотивации к изучению английского языка. На основании полученных данных можно сделать вывод об эффективности использования предложенной методики для развития критического мышления у студентов неязыковых специальностей.
Библиографические ссылки
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
Павлова Ю.В. Развитие критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 107-115.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 272 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. М.: АСТ, 2008. 253 с.
Ennis R.H. Critical thinking: reflection and perspective. Part I // Inquiry: Critical Thinking Across the Disciplines. 2011. Vol. 26. N 1. P. 4-18.
Facione P.A. Critical thinking: what it is and why it counts. Millbrae, CA: Measured Reasons, 2011. 28 p.
Paul R., Elder L. Critical thinking: concepts and tools. Tomales, CA: Foundation for Critical Thinking, 2006. 24 p.
Scriven M., Paul R. Defining critical thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform. 1987. P. 1-3.
Stenberg R.J. What is the common thread of creativity? Its dialectical relation to intelligence and wisdom // American Psychologist. 2001. Vol. 56. N 4. P. 360-362.
Tarvin W., Al-Arishi A. Rethinking communicative language teaching: reflection and the EFL classroom // TESOL Quarterly. 1991. Vol. 25. N 1. P. 9-27.
Tishman S., Perkins D., Jay E. The thinking classroom: learning and teaching in a culture of thinking. Boston: Allyn and Bacon, 1995. 298 p.
Wegerif R. Literature review in thinking skills, technology and learning. Bristol: Futurelab, 2002. 40 p.