Внедрение инновационных методов обучения английскому языку в неязыковых вузах: проблемы и перспективы
DOI:
https://doi.org/10.25726/h8302-0609-3455-tКлючевые слова:
английский язык, неязыковой вуз, инновационные методы обучения, проблемы внедрения, перспективы развития, лингводидактика, методика преподавания, информационно-коммуникационные технологииАннотация
В данной статье рассматривается проблематика внедрения инновационных методов обучения английскому языку в неязыковых высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в высококвалифицированных специалистах, владеющих английским языком на профессиональном уровне. Цель работы заключается в комплексном анализе проблем и перспектив применения инновационных подходов к преподаванию английского языка в неязыковых вузах. В ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование преподавателей и студентов, статистическая обработка данных. Материалами исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам лингводидактики и методики преподавания иностранных языков, а также результаты опроса 150 преподавателей и 400 студентов из 10 неязыковых вузов России. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии ряда проблем, препятствующих эффективному внедрению инновационных методов обучения английскому языку в неязыковых вузах. К числу основных проблем относятся: недостаточная материально-техническая оснащенность (отмечена 78% опрошенных преподавателей), низкая мотивация студентов (69%), несоответствие учебных программ современным требованиям (64%), дефицит квалифицированных педагогических кадров (52%). Перспективными направлениями оптимизации процесса обучения английскому языку в неязыковых вузах являются: разработка и внедрение комплексных обучающих программ, интегрирующих традиционные и инновационные методы (поддержано 86% респондентов); повышение квалификации преподавателей в области применения ИКТ (82%); усиление практической направленности языковой подготовки (75%); развитие системы дополнительного лингвистического образования (58%).
Библиографические ссылки
Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современно цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер.: информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. C. 5-37.
Добрица В.П., Горюшкин Е.И. Применение интеллектуальной адаптивной платформы в образовании // Auditorium. 2019. № 1(21). C. 86-92.
Исламов РС. Искусственный интеллект в информационно-коммуникативных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: ООО Издательство «Грамота», 2020. Т 13. № 12. С. 300-305.
Карлина М.А., Шанина А.И. Инновационные тенденции в системе подготовки по английскому языку в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2021. № 4. С. 341-347.
Королева Н.В. Инновационные педагогические технологии обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку с применением электронных тренажеров // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 4. С. 23-29.
Кубачева К.И., Баева ТА, Суслова О.В. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 34. С. 33-40.
Куликова Н.Ю., Маслова О.А., Понаморева Ю.С. Модель использования систем искусственного интеллекта для оценки качества формирования компетенций студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. Москва: ООО Издательство «Мир науки», 2021. Т 9. № 5. С. 1-13.
Лучникова A.E. Личность преподавателя иностранного языка при дистанционной форме обучения в вузе // StudNet. Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей. 2020. № 4. С. 105-112.
Маслова Н.Н., Сныткина Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А. Возможности использования интерактивных технологий в неврологии. Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 183-185.
Николаева Т.Я., Чугунова С.А., Конникова Э.Э. Интерактивные методы обучения в неврологии // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017. № 1(06). C. 55-58.
Попадинец Р.В. Методы и технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе: традиции и современность. Язык для специальных целей: система, функции, среда: сб. науч. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. C. 138-143.
Попов Е.В., Семячков К.А. Возможности и границы применения цифровых технологий в современном обществе // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 4.
Рудометова Л.Т., Шлангман М.К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. 8(122).
Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография. Рец. Н.В. Молоткова, Т.В. Сорокина-Исполатова. Министерство образования и науки РФ, Московский политехнический университет. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 92 с.
Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 245-247.
Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Кочеткова Т.О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т. 9. № 4(39). С. 159-177.