Анализ специфики подготовки управленческих кадров в нефтегазовых вузах России

Авторы

  • Ришат Шамилевич Султанов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Аделия Флюровна Ишмухаметова Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/o8014-4650-5896-e

Ключевые слова:

нефтегазовая отрасль, управленческие кадры, высшее образование, профессиональные компетенции, учебный план, практико-ориентированный подход

Аннотация

В данной статье представлен комплексный анализ специфики подготовки управленческих кадров в ведущих нефтегазовых вузах Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью отрасли в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать управленческие задачи в условиях динамично развивающегося рынка углеводородов. Цель исследования заключается в выявлении особенностей образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций будущих руководителей нефтегазовых предприятий. Материалы и методы исследования включают в себя анализ образовательных программ и учебных планов профильных вузов, таких как РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) и Тюменский индустриальный университет (ТИУ). Проведено анкетирование 350 студентов старших курсов и выпускников данных учебных заведений с целью выявления их удовлетворенности качеством полученного образования и уровнем подготовки к будущей управленческой деятельности. Применялись методы статистической обработки данных, компаративного анализа и экспертной оценки. Результаты исследования свидетельствуют о наличии ряда особенностей в подготовке управленческих кадров для нефтегазовой отрасли. Установлено, что в учебных планах профильных вузов значительное внимание уделяется дисциплинам инженерно-технического профиля (до 60% от общего объема часов), в то время как доля курсов по менеджменту, экономике и праву составляет лишь 25-30%. При этом 78% опрошенных студентов и выпускников отметили недостаточность практико-ориентированных занятий и проектной деятельности, направленных на развитие лидерских качеств и управленческих навыков. Выявлена необходимость усиления взаимодействия вузов с ведущими предприятиями отрасли для организации стажировок и привлечения опытных специалистов-практиков к образовательному процессу.

Библиографические ссылки

Апенько С.Н., Еременко Е.И. Инновационные технологии формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций слушателей программ дополнительного образования вузов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2018. № 5. С. 834-841.

Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: мон. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. 273 с.

Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. № 27(10). С. 30-46.

Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. № 27(10). С. 30-46.

Данилова Л.Н. Развитие терминологии непрерывного образования за рубежом// Вестник костромского государственного университета. 2017. № 23(4). С. 232-236.

Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: мон. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. 364 с.

Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения. Вестник ТГПУ. 2009. № 7(85). С. 106-109.

Иванов И.Н., Лукьянова Т.В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник ГУУ. 2019. № 1.

Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления // Управленческое консультирование. 2012. № 1. С. 166-177.

Курбанов Я.М., Земенков Ю.Д., Чижевская Е.Л., Шабаров А.Б. Диверсификация научно-технического развития и управления эффективностью предприятий ТЭК в нестабильной макроэкономической среде: особенности и проблемы // Деловой журнал Neftegaz.RU. 2022. № 12(132). С. 74-79.

Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Профессиональная ответственность – ключевая компетенция инженера XXI века//Высшее образование в России. 2022. № 31(2). С. 107-118.

Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: мат. II Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2019. С. 43-48.

Рыбас А.Л., Махутов Н.А., Гаденин М.М. Научное обеспечение основ государственной политики в области промышленной безопасности // Безопасность труда в промышленности. 2018. № 11. С. 7-14.

Shantarin V.D., Zemenkova M.Y., Zemenkov Y.D. Development of Thermophysical Hydrocarbon Wastes Pyrolysis Model (in the Case of Wood) // IOP Conference Series: mat. scien. and engin, Tyumen, May 20-25, 2016. Vol. 154. Tyumen: Institute of Physics Publishing, 2016. P. 12.

Shantarin V.D., Bezzubtseva N.A., Zemenkov Y.D. Noospheric ecological imperative in culture of technocratic society // IOP Conference Series: mat. scien. and engin. Tyumen, Jan.10-12. 2018. Vol. 357. Tyumen: Institute of Physics Publishing, 2018. рр. 1-12.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Султанов РШ, Ишмухаметова АФ. Анализ специфики подготовки управленческих кадров в нефтегазовых вузах России. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-2):21-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1353

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.