Развитие патриотического воспитания в вузах как средство подготовки будущих специалистов к служению обществу

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский государственный аграрный университет
  • Дмитрий Ринатович Гареев Уральский государственный аграрный университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский государственный аграрный университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский государственный аграрный университет
  • Алексей Сергеевич Мишин Уральский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/l5777-3985-2516-g

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, высшее образование, гражданская позиция, служение обществу, методы воспитания, ценностные ориентации

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема патриотического воспитания студентов высших учебных заведений как средства подготовки будущих специалистов к служению обществу. Цель исследования заключается в выявлении эффективных методов и подходов к организации патриотического воспитания в вузах, способствующих формированию у студентов активной гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу своей страны и готовности к самоотверженному труду на благо Отечества. В ходе исследования были проанализированы научные публикации, посвященные вопросам патриотического воспитания молодежи, а также проведен опрос среди 350 студентов и 50 преподавателей из 5 ведущих вузов России. Методологическую основу исследования составили системный, деятельностный и аксиологический подходы. По итогам анализа полученных данных было установлено, что наиболее эффективными методами патриотического воспитания в вузах являются: организация мероприятий, направленных на изучение истории и культуры России (89% опрошенных), встречи с ветеранами и выдающимися деятелями (76%), вовлечение студентов в волонтерскую и общественно-полезную деятельность (68%), а также реализация проектов патриотической направленности (54%). Результаты исследования подтверждают необходимость комплексного подхода к патриотическому воспитанию, предполагающего тесное взаимодействие вузов с государственными структурами, общественными организациями и институтами гражданского общества.

Библиографические ссылки

Белоцерковская Н.В., Корякина М.И., Охлопкова Я.В., Захарова Л.О., Шестакова И.В. Вопросы обучения и воспитания на уроках и занятиях иностранного языка в школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4(40). С. 89-97.

Большунова Н.Я., Ульянов A.E. Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомокомплексов личности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6(49). C. 223-227.

Воронина Д.К., Шамов А.Н. Культурологические подходы к организации учебно-образовательного процесса по иностранному языку студентов ИТ-специальностей // Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 4(50). C. 15-21.

Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе: автореф. дисс. ... канд. педагог. наук. Ун-т МВД РФ. Санкт-Петербург, 2007. 22 с

Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 6. C. 452-463.

Деркач A.A. Субъектные феномены: акмеологический подход. М.: Изд-во РГС, 2010. 239 с.

Евлапова Т.В. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГОУ, 2013. 24 с.

Кириллова Т.К., Бурцева Е.В., Рак И.П. Педагогика и психология как науки формирования потенциала современного общества: монография. Чебоксары: Среда, 2022. С. 53-62.

Корж Н.В. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 30-40.

Лубский Р.А. Российская государственность как социальная реальность: методология многомерного исследования, типы, специфика развития: дисс. ... д-ра филолог. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 50 с.

Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В. Суханова А.С. Особенности формирования патриотических ценностей будущих офицеров с использованием воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021. № 17. C. 230- 240.

Морозова А.Л. Актуальные вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3(79). C. 187-190.

Нефедова А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. № 1. С. 55- 60.

Санина А.Г. Патриотизм россиян и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. C. 44-53.

Суханова А.С. Роль дисциплины «иностранный язык» в формировании патриотических ценностей. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: мат. V Междунар. науч.-метод. конф. Омск: Изд-во ОАБИИ, 2019. С. 385-387.

Чухров A.C. Особенности патриотического воспитания студентов технического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 333-335.

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Джолиев ИМО, Гареев ДР, Каримов НМ, Обносов ВА, Мишин АС. Развитие патриотического воспитания в вузах как средство подготовки будущих специалистов к служению обществу. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-1):140-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1334

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2