История педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза
DOI:
https://doi.org/10.25726/o4493-1940-4952-dКлючевые слова:
иностранные студенты, социокультурная адаптация, педагогическое сопровождение, история образования, интернационализация высшей школыАннотация
Данная статья посвящена изучению истории педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза. Актуальность темы обусловлена возрастающим числом иностранных студентов в российских вузах и необходимостью оптимизации процесса их адаптации. Цель исследования заключается в ретроспективном анализе развития системы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в России. В ходе работы были проанализированы научные публикации, архивные документы и статистические данные, отражающие эволюцию подходов к педагогическому сопровождению адаптации иностранных студентов в России с 1950-х годов по настоящее время. Применялись методы историко-генетического, сравнительно-исторического и статистического анализа. Выявлены три основных этапа развития системы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов: 1) 1950-1970-е годы – период интенсивного развития системы подготовки специалистов из развивающихся стран, характеризующийся патерналистским подходом; 2) 1980-е – начало 2000-х годов – переходный период, отмеченный постепенным переосмыслением целей и методов адаптационной работы; 3) с середины 2000-х годов по настоящее время – современный этап, ориентированный на реализацию компетентностного подхода и принципов поликультурного образования. Удалось установить, что на протяжении всей истории педагогическое сопровождение выступало значимым фактором успешной социокультурной адаптации иностранных студентов в России. Вместе с тем содержание и методы адаптационной работы существенно менялись. Это выразилось в постепенном переходе от директивных методов к личностно-ориентированным, учитывающим этнопсихологические и индивидуальные особенности студентов. Отмечается повышение роли межкультурного взаимодействия и воспитания толерантности. Выявленные тенденции отражают общую гуманизацию образования и интернационализацию высшей школы в России. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов.
Библиографические ссылки
Авакова О.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 54-61.
Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3(19). С. 18-26.
Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Туркменские студенты в Волгоградском государственном техническом университете // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 127-135.
Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156-165.
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.
Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л., Бородич Ю.В., Танабасова У.В. Идентичность как предиктор субъективной оценки качества жизни студентов: кросскультурный аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 143-155.
Бухалко А.Д. Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 56-69.
Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3(37). C. 18-24.
Васильева С.Л., Абрамова А.А., Волкова М.Г., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10(4). С. 4212-4222.
Галажинский Э.В., Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Шабаловская М.В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. № 6. С. 19-38.
Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. 2016. С. 92-112.
Мардахаев Л.В., Воленко О. И., Варламова Е.Ю. Влияние поликультурной среды российского вуза на языковую подготовку студентов-иностранцев // Перспективы науки и образования. 2020. № 6(48). С. 192-203.
Погорельская А.М. Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 150-160.
Понявина М.Б., Расторгуев С.В., Селезнев П.С., Сучилина А.А., Шатилов А.Б. Мониторинг социальных установок иностранных студентов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 80-92.
Сажина С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2(36). С 175-184.
Стрельникова Ю.Ю., Гуриева С.Д., Гончарова Н.А. Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5(53). С. 192-207.