Анализ эффективности комплексных программ физического и патриотического воспитания в формировании социально-активной личности в вузах РФ

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский Государственный Аграрный Университет
  • Байрамгельды Муджевурович Сапаров Уральский Государственный Аграрный Университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский Государственный Аграрный Университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский Государственный Аграрный Университет
  • Алексей Сергеевич Мишин Уральский Государственный Аграрный Университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/q6205-3832-0157-y

Ключевые слова:

физическое воспитание, патриотическое воспитание, социальная активность, формирование личности, вуз

Аннотация

Программы физического и патриотического воспитания студентов играют исключительно важную роль в процессе развития личности молодого поколения, способствуя формированию таких важных качеств, как ответственность, целеустремленность, трудолюбие, стремление к достижениям и готовность к активному участию в общественной жизни. Целью данного исследования явилось комплексное изучение эффективности программ физического и патриотического воспитания студентов в российских вузах путем анализа их влияния на формирование социальной активности молодежи. В исследовании были проанализированы результаты мониторинга программ в Российском университете дружбы народов, МГУ им. Ломоносова и СПбГУ за период с 2015 по 2020 годы. Были проведены анкетирование студентов и изучение отчетной документации вузов. В рамках исследования было установлено, что уровень охвата студентов различными видами деятельности превышает 50% от общей численности контингента. Выявлен рост всех основных показателей, характеризующих программы, за последние 5 лет. Показано положительное влияние программ на развитие личности студентов, способствующее формированию ценных качеств. Определены направления совершенствования программ, включая повышение степени их интеграции с учебным процессом. Таким образом, исследование подтвердило высокую эффективность изученных программ в достижении цели формирования социально активной молодежи в вузах России.

Библиографические ссылки

Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области): автореф. дис... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.

Барков Ф.А., Сериков A.B., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.

Березина Т.Ю., Федорова О.А. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 1. С. 95-102.

Буранок С.О. История и гражданская идентичность: анализ всероссийского опроса школьников // Преподавание истории в школе. 2022. № 4. С. 31-40.

Верещагина A.B. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура, 2017. № 1 (60). С. 21-31.

Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Включение студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2021. Т. 26. № 193. С. 134-140.

Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград: Перемена, 2004. 251 с.

Гревцева Г.Я., Афанасьев М.В. Патриотическое воспитание студентов средствами проектной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 153-159.

Звягинцева С.В. Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования // Начальная школа. 2020. № 6. С. 26-30.

Коколина Л.В. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию // Классный руководитель. 2005. № 3. С. 15-16.

Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 183 с.

Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» [и др.]. М.: Федеральное агентство по делам молодежи, 2022. 93 с.

Плохотникова Ж.В., Котова И.Е. Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности // Молодой ученый. 2020. № 31 (321). С. 136-138.

Попова Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. №1. С. 252-265.

Федотова Н.В. Проектная деятельность в системе патриотического воспитания школьников // Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сборник статей и методических рекомендаций / Под ред. О. В. Миновской. Кострома: КОИРО, 2013. С. 17-21.

Ширяев С.Д. Патриотическое воспитание и профориентация во внеурочной деятельности // Химия в школе. 2022. № 8. С. 62-67.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Джолиев ИМО, Сапаров БМ, Каримов НМ, Обносов ВА, Мишин АС. Анализ эффективности комплексных программ физического и патриотического воспитания в формировании социально-активной личности в вузах РФ. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(1-1):68-76. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1260

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2