Теоретические аспекты понятия «качество образования» в сельской школе

Авторы

  • Анна Викторовна Пивоварова Томский государственный педагогический университет
  • Елена Евгеньевна Сартакова Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/s7493-5871-2583-b

Ключевые слова:

качество образования, сельская школа, оценка качества образования, контроль качества образования, особенности сельских школ

Аннотация

В российском обществе сформировалось определенное представление о сельских школах как о группе ущербности образовательных учреждений, в силу особенностей организации их жизнедеятельности. Тем не менее сравнительный анализ результатов ГИА (ЕГЭ/ОГЭ), ВПР, НИКО, которые демонстрируют обучающиеся городских и сельских школ, показывает, что 30-ки лучших школ из разных регионов составляют более 50% ОУ сельской местности. Чаще всего около трети школ сельской местности завершают рейтинговые списки качества образования. Сельские ОУ при равных условиях существенно отличаются по уровню образовательных показателей обучающихся. В данной статье рассмотрено понятие «качество образования», которое является емким и многоаспектным. Рассматривая качеств образования сельских школ, необходимо учитывать их особенности. Основной особенностью сельской школы является видовое и типовое многообразие, и оценивать их качество образования необходимо с точки зрения подходов, принципиально отличающихся, от городских школ. Поэтому особенно остро встает вопрос о теоретическом изучении качества образования сельских школ.

Библиографические ссылки

Авдашкин А.А., Пасс А.А. Подходы к определению понятия "качество образования" // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №2 (5). С. 21-26.

Агранович М.Л., Алексеева А.С., Зайцева О.В., Коган Е.Я., Матвеева Н.А., Митрофанов К.Г., Прудникова В.А., Селиверстова И.В. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов. М.: Логос, 2008. 184с.

Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2004. 357с.

Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: Монография. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.

Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: Учебное пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 192с.

Быкова В.Г. Сельская школа: спрос, потребности и интересы населения // Образование в современной школе. 2001. №1. С. 67-68.

Гурьянова М.П. Проблемы и перспективы развития сельской школы в России // Педагогика. 2008. №4. С. 17-22.

Гурьянова М.П., Орлов В.Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: методические рекомендации; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». 2-е изд., доп. М.: ИПСР РАО, 2003. 191с.

Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424с.

Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова и др.; под редакцией: Е.А. Тюриной. Челябинск: РЦОКИО. 2017. 162с.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования // Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm.

Пивоварова А.В., Пивоваров В.О. Вовлеченность основных участников образовательных отношений школ, работающих в сложных социальных контекстах //Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №5. С. 27-34.

Реморенко И.М. Образование на селе: так ли всё безнадёжно? // Начальная школа. Первое сентября. 2001. №10. С. 2.

Сидоров С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления. Шадринск: Исеть, 2006. 266с.

Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие для студентов, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям. М.: Логос, 2007. 368с.

Цирульников А.М. Сельская школа: проблемы и перспективы развития. М.: ВНИК Школа, 1994. 75с.

Шерайзина Р.М. Современные стратегии управления образованием: концепции и модели. Великий Новгород: НГУ. 2005. 152с.

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Пивоварова АВ, Сартакова ЕЕ. Теоретические аспекты понятия «качество образования» в сельской школе. УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(5):173-80. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/172