Управление формированием общекультурных компетенций в системе физического воспитания студентов СПО через единоборства
Ключевые слова:
общекультурные компетенции, физическое воспитание, единоборства, студенты, среднее профессиональное образование, управление образованием.Аннотация
В современной системе образования актуальной задачей является формирование общекультурных компетенций, особенно в спортивных колледжах. Цель исследования – разработать модель управления формированием общекультурных компетенций студентов СПО через занятия единоборствами. Использовались анализ научной литературы, моделирование, педагогические методы. Разработана модель, включающая ценностно-мотивационный, содержательно-когнитивный, операционально-технологический и результативно-оценочный компоненты. Проведен педагогический эксперимент с участием 120 студентов. Занятия единоборствами способствуют развитию когнитивных функций, коммуникативности, стрессоустойчивости, ценностных ориентаций студентов, формируя общекультурные компетенции. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели управления данным процессом. Полученные результаты имеют значение для совершенствования системы физического воспитания в СПО и управления развитием общекультурных компетенций. Перспективы исследования связаны с расширением спектра видов единоборств и адаптацией модели к другим уровням образования.
Библиографические ссылки
Бусыгина А.В. Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров физкультурного вуза средствами гуманитарных дисциплин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. 2020. С. 132-136.
Ведерникова М.В., Емельянова Е.Н., Хачатрян В.В. Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе занятий восточными единоборствами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3(193). С. 72-76.
Елгина Н.Н., Хрусталев Г.А. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций студентов физкультурных вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 108-111.
Железняк Ю.Д., Кузьменко В.А., Передельский А.А. Социокультурные функции спорта // Теория и практика физ. культуры. 2022. № 5. С. 3-8.
Ишмухаметов И.Б., Мурзабеков Е.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе занятий каратэ // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 6. С. 41-42.
Кузьменко В.А., Якубовская А.Р. Единоборства в системе профессиональной подготовки студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. №1. С. 109-116.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2019. 38 с.
Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике. М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2017. 200 с.
Мехрабиан А. Опросник мотивации достижения (ОМД). М.: Изд-во Института психотерапии, 2018. C. 98-102.
Морозов А.В. О роли спортивных единоборств в процессе развития личностных качеств будущих педагогов физкультурно-спортивного профиля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. №1. С. 43-52.
Передельский А.А. Единоборства и боевые искусства: философия, психология, педагогика. М.: Физическая культура, 2020. 303 с.
Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль: Содействие, 2015. 58 с.
Сырвачева И.С. Боевые искусства как социокультурный феномен // OHT. 2019. № 3. С. 71-78.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2018. 724 с.
Amthauer R., Brocke B., Liepmann D., Beauducel A. Test für das berliner intelligenz strukturmodell 4 (BIS-4). Göttingen: Hogrefe, 2001. 75 р.