Инновационные технологии преподавания спортивных дисциплин

Авторы

  • Юрий Андреевич Кубасов Московский государственный университет спорта и туризма

DOI:

https://doi.org/10.25726/f7479-3597-8837-x

Ключевые слова:

инновационные технологии, преподавание спорта, физическая культура, вузы

Аннотация

Введение. Низкий уровень использования инновационных технологий в преподавании физической культуры в российских вузах требует всестороннего аналитического изучения с целью выработки эффективных подходов к его повышению. Цель данного эмпирического исследования заключалась в комплексной оценке степени внедрения в учебный процесс таких перспективных направлений, как виртуальная и дополненная реальность, мобильные приложения, Интернет вещей, на основе анкетирования 75 преподавателей физкультуры из 15 ведущих университетов России. Материалы и методы. В качестве теоретической базы был детально проанализирован научный фонд по проблемам цифровизации высшего образования и инновационных подходов в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Была разработана анкета, включающая вопросы об объемах и формах использования цифровых образовательных ресурсов. Выборку составили 75 преподавателей из 15 ведущих университетов разных регионов России с ежегодным бюджетным финансированием свыше 500 миллионов рублей. Данные статистически обрабатывались в Microsoft Excel с расчетом показателей абсолютной и относительной численности, ранжирования, построением гистограмм и диаграмм. Результаты. Количественный анализ позволил установить, что лишь 12% опрошенных преподавателей активно используют цифровые образовательные ресурсы. Подавляющее большинство респондентов не имеют доступа к современным инновационным технологиям. Доля задействования VR/AR в учебном процессе составила всего 2,7%, мобильных приложений - 8%. Была выявлена обратная зависимость использования цифровых решений от возраста (-0,21) и стажа работы (-0,35) преподавателей, а также прямая связь с объемами финансирования вузов (0,41) и уровнем материально-технического оснащения.

Библиографические ссылки

Акишин Б.А., Юсупов Р.А., Галимова Э.В. Особенности реализации учебного процесса по физической культуре как элективной дисциплины // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 50-53.

Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Сидорина М.С. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.

Бегиашвили А. Как студенты переживают дистанционное обучение. Истории наших пользователей после недели удаленки // Интернет. 2020. URL: https://tjournal.ru/internet/153895-kak-studenty-perezhivayut-distancionnoe-obuchenie-istorii-nashih-polzovateley-posle-nedeli-udalenki

Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А. Понятие и классификация информационных технологий // Достижения науки и образования. 2020. № 12 (66). C. 41-43.

Головицына М.В. Информационные технологии в экономике: учебное пособие. 3-е изд. Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий. 2020. 589 c.

Иванов В.Д. Самостоятельные занятия физической культурой как основа активной жизнедеятельности студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 1. С. 36-44.

Ковчур С.А. Подготовка студентов педагогических специальностей к применению дистанционной технологии обучения в будущей профессиональной деятельности // Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 2(44). C. 42-50.

Красовская Л.В., Исабекова Т.И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. № 4. (14). С. 29-36. URL: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-4-29-36

Моисеева Л.В., Бордовский П.Г., Айзятуллова Г.Р., Жукова В.И. Преподавание спортивно-педагогических дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий в период пандемии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 3. С. 7-12.

Пестряева Л.Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 46-50.

Пирайнен Е.В., Цареаа Х.И. Дистанционное образование как инновационная форма высшего образования // Кьфарма/й. Коммуникация-Общество. 2016.Т. 1. С. 133-136.

Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). C. 191-195.

Рыбачук Н.А. Эффективность онлайн-обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, №3. С. 7-14.

Садулаева Б.С., Абдуллаев Д.А. Пути повышения эффективности обучения будущих учителей использованию информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). C. 313-314.

Сорокопуд Ю.В., Козьяков Р.В., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 400-402.

Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019 Т. 21, № 8. С. 65-89.

Чимитдоржина Б.Б. Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании. Современные механизмы повышения качества профессионального образования: сборник статей участников образовательного форума. Чита. 2020. 62-63 с.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Кубасов ЮА. Инновационные технологии преподавания спортивных дисциплин. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-2):179-85. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1214

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ