Развивающие эффекты полифункциональной гимнастики у дошкольников: опыт экспериментального исследования
Ключевые слова:
сибборд, дошкольник, двигательная активность, программа «Здравствуй!», звукодыхательная проба Лазарева, вестибулярно-координационная пробаАннотация
Исследование посвящено изучению эффективности применения полифункциональной гимнастики с использованием нейротренажера-балансира "Сибирский борд" и вокально-кардиореспираторной программы "Здравствуй!" для детей дошкольного возраста. Цель работы - оценить возможности сочетанного воздействия данных методик на кардиореспираторную и вестибулярно-координационную сферы. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного учреждения г. Хабаровска с участием 26 детей 3-6 лет. Основными методами были: звукодыхательная проба Лазарева, серия вестибулярно-координационных тестов, анкетирование родителей. Установлено, что применение полифункциональной гимнастики способствует улучшению показателей внешнего дыхания (прирост в 2 раза), статической и динамической координации (средний прирост 145%), общего эмоционального тонуса и мотивации к оздоровительной активности у детей. Наилучшие результаты достигнуты в старшей возрастной группе. Практическая значимость работы связана с возможностью использования апробированной методики в физкультурно-оздоровительной практике дошкольных учреждений. Перспективы исследований предполагают увеличение объема выборки, расширение возрастного диапазона участников, уточнение критериев эффективности полифункциональной гимнастики.
Библиографические ссылки
Большая российская энциклопедия. 2014-2017. https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/2209552
Герасимова Ю.В., Знойкина В.И. Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда. Молодой ученый. 2023. № 14 (461). С. 301-304.
Гурова О.А., Лазарев М.Л., Диагностика вентиляционной функции легких у детей с помощью звуковой пробы // Альманах «Новые исследования» 2002. № 1. С. 103-107.
Лазарев М.Л. Учебно-методическое пособие курса «Здравствуй!» для педагогов младшей группы детского сада. М.: «Мнемозина», 2004. 248с.
Ларионова Г.В., Галкина Т.Ю., Трофимова Ф.М. Использование Сибирского борда как средства развития координационных способностей дошкольников старшего возраста и формирования их здорового образа жизни: сборник трудов конференци // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 окт. 2023 г.) / редкол.: В.И. Кожанов. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. С. 103-107.
Нейротренажер-балансир для детей. https://int-games.ru/articles/detskij-nejrotrenazher-balansir2/
Одинцов В.П. Виды и методы измерений. Ключевые преимущества и недостатки // Международный студенческий научный вестник. 2021. № 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20648 (дата обращения: 29.11.2023).
Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений. Приказ Минобразования РФ, № 104 от 17.01.03.
Ссылка на Гугл – метроном. https://www.google.com/search?si=AC1wQDCRN5CllzOa61WVsDaYdrUaC_-l9FyJ36uueV5PH4rN99Wov_4lb5jReF6s9cQ-izmxIPH0gkqF_1_3t8fD_IIPv2QG8Q%3D%3D&hl=ru-RU&kgs=018b7134d97df685&shndl=21&source=sh/x/fbx/1&entrypoint=sh/x/fbx
ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
Шкапа Е.А. О выразительных возможностях музыкального темпа: изучение взаимосвязи авторского текста и исполнительской интерпретации в музыкально-теоретическом образовании // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 1. С. 59–72.
Belej M., Starosta W. (1994). Standards and Norms of Constitutional and Coordination Skills in Pupil between the Ages 11 -14 in Presov (Slovakia). Proceedings of the 3rd Intern. Conf. "Sport Kinetics '93". Ed. W. Osinski, W. Starosta, Academy of Physical Education in Poznan, Institut of Sport in Warsaw, Poznan - Warsaw, 75-84.