Методы развития социально-культурной активности старшеклассников
Ключевые слова:
социально-культурная активность, старшеклассники, методы развития, ученическое самоуправление, волонтерство, социальное проектирование, управление образованиемАннотация
Статья посвящена исследованию методов развития социально-культурной активности старшеклассников в контексте управления образованием. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных способов вовлечения учащихся в социально значимую деятельность и формирования у них активной гражданской позиции. Цель работы – выявить и обосновать комплекс методов, способствующих повышению социально-культурной активности старшеклассников. Задачи: 1) проанализировать теоретические подходы к определению сущности и структуры социально-культурной активности; 2) изучить существующие практики развития социально-культурной активности в образовательных организациях; 3) разработать и апробировать авторскую методику развития социально-культурной активности старшеклассников; 4) оценить эффективность предложенной методики. Методология исследования включает теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, статистическую обработку данных. Базой исследования выступили старшие классы трех школ г. N (выборка – 250 учащихся). По итогам исследования обоснован комплекс методов развития социально-культурной активности старшеклассников: 1) вовлечение в волонтерскую деятельность; 2) организация ученического самоуправления; 3) реализация социальных проектов; 4) проведение дискуссионных клубов. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой уровня социально-культурной активности в экспериментальной группе. Сделан вывод о продуктивности сочетания различных методов и необходимости их адаптации к специфике образовательной организации. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления школой для повышения социальной активности учащихся. Перспективы исследования связаны с масштабированием эксперимента и разработкой технологии развития социально-культурной активности.
Библиографические ссылки
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1995. 352 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых социально-экономических условиях // Педагогика. 2005. № 10. С. 45-50.
Григорьев, Д.В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл // Вопросы воспитания. 2015. № 2. С. 4-14.
Иванов А.В. Социальное воспитание в культурной среде образовательно-воспитательных учреждений и организаций. М.: Перспектива, 2009. 240 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
Куприянов Б.В. Социальное воспитание и социальная педагогика: линии сопряжения // Вопросы воспитания. 2016. № 2. С. 5-11.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 346 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.
Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 73-77.
Селиванова Н.Л. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. М.: Знание, 1989. 77 с.
Сластенин В.А. Общая педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 2. 256 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1-2. 720 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.