Развитие критического мышления у студентов вузов средствами английского языка

Авторы

  • Асет Шамсудиновна Давлетукаева Чеченский государственный педагогический университет
  • Луиза Юнусовна Исраилова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

Ключевые слова:

критическое мышление, английский язык, высшее образование, метапредметные компетенции, лингводидактика, проблемное обучение

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития критического мышления у студентов вузов как ключевой компетенции XXI века. Цель работы – выявить потенциал английского языка как средства формирования критического мышления. Задачи: 1) определить сущность и структуру критического мышления; 2) обосновать роль английского языка в его развитии; 3) разработать и апробировать методику развития критического мышления средствами английского языка. Методы исследования включали теоретический анализ литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическую обработку данных. Выборку составили 60 студентов 1-2 курсов направления «Лингвистика» Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. Результаты показали, что: 1) критическое мышление является метапредметной компетенцией, включающей когнитивный, рефлексивный и коммуникативный компоненты; 2) обучение английскому языку предоставляет широкие возможности для развития каждого из них; 3) разработанная методика, основанная на проблемных заданиях и критическом анализе текстов, достоверно повышает уровень критического мышления студентов. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении структуры критического мышления и обосновании лингводидактических условий его развития. Практическая ценность связана с возможностью использования результатов для совершенствования языкового образования в вузе. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением специфики развития критического мышления на разных этапах обучения.

Библиографические ссылки

Волков Е.В. Развитие критического мышления в цифровом обществе // Высшее Образование в России. 2019. № 28(11). рр. 94-103.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольская. М.: Совершенство, 2019. 208 с.

Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монограф. Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. 383 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

Поль Р. Критическое мышление: что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. М.: Ломоносовъ, 2020.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 720 с.

Садова А. Р., Хиль Ю.С., Пащенко Т.В., Тарасова К.В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. C. 105-116.

Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2(36). С. 79-85.

Тарасова К. С., Орел Е.А. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 187-212.

Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. Пер. с англ. Н. Мальгина, С. Рысев, Л. Царук. СПб: Питер, 2000. 512 с.

Brookfield S.D. Teaching for critical thinking. S.F.: Jossey-Bass, 2012.

Dwyer C.P. Critical thinking: conceptual perspectives and practical guidelines. Cambridge University Press, 2017. 274 p.

Halpern D.F. Thought and knowledge: an Introduction to critical thinking. 5th ed. Cambridge: Psychology Press, 2017. 654 р.

Paul R., Elder L. The Miniature guide to critical thinking concepts and tools. 8th ed. N.Y.: Rowman & Littlefield, 2019. 49 р.

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Давлетукаева АШ, Исраилова ЛЮ. Развитие критического мышления у студентов вузов средствами английского языка. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];14(5-1):76-84. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1606

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>