Уровневая дифференциация обучения средствами дисциплины «Управление ИТ-проектами» в высшем техническом учебном заведении

Авторы

  • Александр Игоревич Гурниковский Южный Федеральный Университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный Федеральный Университет
  • Елена Адольфовна Казанцева МИРЭА – Российский технологический университет
  • Мария Сергеевна Клименкова МИРЭА – Российский технологический университет
  • Сергей Олегович Потапов МИРЭА – Российский технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/v3673-1909-1693-v

Ключевые слова:

уровневая дифференциация обучения, управление ИТ-проектами, техническое образование, индивидуализация обучения, педагогический эксперимент, адаптивное обучение

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос уровневой дифференциации обучения в рамках преподавания дисциплины «Управление ИТ-проектами» в техническом вузе. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям студентов для повышения эффективности обучения. Цель исследования заключается в разработке методологических основ и практических рекомендаций по внедрению уровневой дифференциации в преподавание указанной дисциплины. Материалы и методы исследования включают анализ существующих теоретических подходов к дифференцированному обучению, изучение передового педагогического опыта, а также проведение педагогического эксперимента в реальных условиях технического вуза. В эксперименте приняли участие 120 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлениям «Информационные системы и технологии» и «Программная инженерия». Были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 60 человек в каждой. В экспериментальной группе применялась разработанная автором методика уровневой дифференциации, в то время как в контрольной группе обучение велось традиционными методами. Для оценки результатов использовались тестирование, анкетирование, анализ проектной деятельности студентов. Результаты эксперимента показали, что применение уровневой дифференциации позволяет повысить качество усвоения материала и мотивацию студентов. В экспериментальной группе средний балл по результатам итогового тестирования составил 4,35 по пятибалльной шкале против 3,92 в контрольной группе. 78% студентов экспериментальной группы отметили повышение интереса к дисциплине и удовлетворенности процессом обучения. Качество выполнения проектов в экспериментальной группе было в среднем на 23% выше по сравнению с контрольной группой по таким критериям, как полнота реализации требований, оптимальность архитектурных решений, эффективность использования инструментальных средств управления проектами. Полученные результаты подтверждают целесообразность внедрения уровневой дифференциации в практику преподавания дисциплины «Управление ИТ-проектами» в технических вузах.

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.

Готальская О.В. Особенности структурирования курсового проекта по дисциплине «Основы конструирования приборов» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 7(58). С. 30-35.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.

Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. № 1. Ч. 13. С. 84-101.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: ВЛАДОС, 2004. 365 с.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 365 с.

Попова В.Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4.

Попова В.Б., Кирилова С.С., Лосева А.С. Исторические аспекты и современные условия развития высшего экономического образования // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. С. 157.

Попова В.Б. Состояние методической работы в структурных подразделениях университета как индикатор качества образовательного процесса и фактор применения инновационных технологий обучения // Инновационные технологии обучения в вузах. Секция «Инновационные технологии обучения в сфере естественно-научных и технических специальностей в вузах»: сб. ст. Национ. науч-прак. конф. (27-28 апреля 2022 г., Сочи). Под общ. ред. А.В. Архипенко. Сочи: Образовательное частное учреждение высшего образования «Международный инновационный университет», Образовательное частное учреждение высшего образования «Московский инновационный университет», 2022. С. 80-84.

Щербаков Н.В. Онлайн-курсы как инновационная форма обучения в высшей школе // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4.

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

1.
Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Казанцева ЕА, Клименкова МС, Потапов СО. Уровневая дифференциация обучения средствами дисциплины «Управление ИТ-проектами» в высшем техническом учебном заведении. УО [Интернет]. 30 март 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(3-2):111–121. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1444

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2