Формирование патриотической идентичности у молодежи в контексте межкультурного общения
DOI:
https://doi.org/10.25726/e4688-8692-5183-hКлючевые слова:
патриотизм, идентичность, молодежь, межкультурное общение, глобализацияАннотация
Формирование патриотической идентичности у молодежи в контексте межкультурного общения является актуальной проблемой современного общества. Настоящее исследование направлено на изучение факторов, влияющих на развитие патриотизма у молодого поколения в условиях глобализации и интенсификации межкультурных контактов. В работе применялись методы теоретического анализа научной литературы, анкетирования, интервьюирования, а такжестатистической обработки данных.
Выборку исследования составили 384 респондента в возрасте от 14 до 30 лет (M=21,6; SD=4,2), проживающих в различных регионах Российской Федерации. Результаты эмпирического исследования показали, что 67,4% опрошенных демонстрируют высокий уровень патриотизма, 24,2% – средний уровень, 8,4% – низкий уровень. Выявлены статистически значимые различия в уровне патриотизма у респондентов в зависимости от возраста (H=12,68; p<0,01), региона проживания (χ2=29,54; p<0,001), а также частоты и характера межкультурных контактов (U=9342,5; p<0,05). Установлено, что ключевыми факторами, способствующими формированию патриотической идентичности у молодежи, выступают: приобщение к культурно-историческому наследию страны (отметили 78,9% респондентов), участие в патриотических мероприятиях (64,3%), изучение национальных традиций и ценностей (60,7%), конструктивное межкультурное взаимодействие (51,8%). Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ патриотического воспитания молодежи, а также в практике организации межкультурного диалога и сотрудничества.
Библиографические ссылки
Аванесова Е.Г. Формирование гражданской идентичности: о специфике этнической политики РФ // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 5. С. 93-98.
Аликберов А.К. Проблема формирования российской идентичности в культурно-сложных обществах северного Кавказа (системно-коммуникационный дискурс) // Вестник российской нации. 2019. №1(65). С. 45-47.
Асваров Н.А., Хайбулаев М.Х., Салманова Д.А. Культурная память как средство формирования российской идентичности // Образование и право. 2022. №5. С. 330-338.
Балкашина Ю.В. Герменевтика С.С. Аверинцева: истоки, принципы, своеобразие // Вестник Свято-Филаретовского института. М.: СФИ РГПУ, 2019. №32. С. 110-127.
Браун О.А., Аркузин М.Г., Билан М.А., Аршинова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития гражданской идентичности студентов вузов как основы просоциальной активности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №1(41). С. 48-56.
Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С.37-50.
Звягельская И.Д., Богачева А.С., Давыдов А.А., Ибрагимов И.Э., Самарская Л.М., Свистунова И.А., Сурков Н.Ю. Политическая идентичность и ее влияние на внешнюю политику государств Ближнего Востока // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность – УоБйк (Опеш). 2020. № 2. С. 55-73.
Звягельская И.Д., Богачева А.С., Давыдов А.А., Ибрагимов И.Э., Самарская Л.М., Свистунова И.А., Сурков Н.Ю. Политическая идентичность и её влияние на внешнюю политику государств Ближнего Востока // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность – УоБйк (Опеш). 2020. № 2. С. 55-73.
Казакова Г.М. Региональная идентичность: известные сюжеты и новые дискурсы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 73-79.
Картавых М.А., Камерилова И.А., Воронина И.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С.11-14.
Магомедов Д.З. Современные технологии формирования общероссийской идентичности/Известия Даггоспедуниверситета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 79-83.
Пахолко О.Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников. Проблемы и перспективы развития образования: мат. V Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2014. С. 214-217.
Полежаев Д.В. Социология идентичности Эриха Х. Эриксона: гносеологические возможности и содержательные границы // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2021. № 3(47). С.7-14.
Соловьев В.М. Модель русской национально-культурной идентичности И.А. Ильина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. №2(831). С. 218-229.
Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А., Аханов И.В. Педагогические особенности формирования гражданской идентичности у воспитанников кадетских корпусов // Кап! 2020. №4(37). С. 451-456.