Методологические основы патриотического воспитания через интеграцию физической культуры в образовательный процесс и внеучебную деятельность
Ключевые слова:
патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, образование, внеучебная деятельность, методологияАннотация
В статье представлены результаты исследования методологических основ патриотического воспитания через интеграцию физической культуры в образовательный процесс и внеучебную деятельность. Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у молодежи патриотических ценностей и установок в условиях современных вызовов. Цель работы – разработка и апробация инновационной модели патриотического воспитания, основанной на комплексном внедрении физкультурно-спортивного компонента в учебную и досуговую деятельность учащихся. Методологическую базу составили системный, аксиологический и деятельностный подходы. Эмпирическое исследование проводилось в 2021-2023 годы на выборке из 450 школьников 14-17 лет. Результаты подтвердили эффективность разработанной модели: в экспериментальной группе значимо возросли показатели патриотической идентичности (d=0,84; p<0,01), готовности к защите Отечества (φ*=2,17; p<0,05), вовлеченности в массовый спорт (χ2=10,62; p<0,01). Полученные данные расширяют научные представления о механизмах патриотического воспитания и открывают перспективы для дальнейшей оптимизации образовательных и воспитательных практик.
Библиографические ссылки
Адаева Н.В. Современные подходы к патриотическому воспитанию старших школьников // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 6-12.
Болдырев А.В., Сальникова В.А. Спорт как фактор формирования патриотического сознания молодежи // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 21-23.
Галимов Г.Я. Проблемы формирования патриотизма в спортивной среде // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1015-1020.
Ефремова Т.М., Федорова И.А. Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта // Физическая культура в школе. 2018. № 4. С. 52-56.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.
Коршунов А.В. Роль военно-спортивных игр в патриотическом воспитании молодежи // Наука. Инновации. Технологии. 2016. № 4. С. 192-198.
Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 174 с.
Николаев А.Н., Белов А.В. Становление и развитие теории и практики военно-патриотического воспитания в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 110. С. 87-94.
Новиков А.М. Методология образования. М.: ЭГВЕС, 2006. 488 с.
Столяров В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов. М.: Студенческий спорт, 2009. 216 с.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
Фролов И.Т. Философский словарь. М.: Республика, 2001. 719 с.
Чермит К.Д. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: колл. моногр. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2016. 279 с.
Чупров В.И., Зубок Ю.А, Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. 230 с.
Шилова М.И. Теория и методика воспитания. М.: Высшая школа, 2006. 256 с.