Влияние игровых видов спорта на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Ключевые слова:
игровые виды спорта, коммуникативные навыки, социальная компетентность, младший школьный возраст, командное взаимодействие, спортивная деятельностьАннотация
Настоящее исследование посвящено анализу влияния занятий игровыми видами спорта на развитие коммуникативной компетентности у детей 7-10 лет. На основе комплексной диагностики 120 учащихся начальных классов, занимающихся и не занимающихся командными видами спорта, с помощью социометрии, опросников и наблюдения выявлено, что спортсмены демонстрируют значимо более высокий уровень коммуникативных навыков (p<0,01). Обнаружены корреляции между стажем спортивной деятельности и степенью коммуникативной компетентности (r=0,42). Показано, что занятия спортом способствуют формированию эмпатии, сотрудничества, невербальной экспрессии. Полученные результаты указывают на значимую роль командных видов спорта в развитии социальной компетентности младших школьников и могут быть использованы для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Перспективы исследования связаны с анализом специфики влияния разных видов спорта и разработкой программ формирования коммуникативных навыков средствами спортивной деятельности.
Библиографические ссылки
Амельков А.А. Психологические особенности развития коммуникативной компетентности у подростков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 140-147.
Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. уч. зав. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
Голубева Н.А., Караваева О.А. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в спортивно-игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 88-91.
Дубровина С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеучебной деятельности // Вестник ТГПУ. 2016. № 4(169). С. 16-19.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
Курт Э.Э. Игра как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста // Вестник науки и образования. 2020. №8-1(86). С. 72-75.
Мараховская Н.В., Карахян И.Е. Средства физической культуры в развитии коммуникативных способностей студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 1. С. 23-26.
Парфенова Л.А., Шевченко О.Е. Эффективность влияния подвижных игр на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 284.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2008. 574 c.
Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. Т. 2 (Психолого-педагогические науки). С. 238-243.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.
Тарасова Л.Е., Павлова Н.А. Влияние спортивных игр на развитие коммуникативных способностей младших школьников // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 49-51.
Khaled T. The Impact of teaching physical activities on enhancing communication skills of the primary school pupils // Journal of education and practice. 2015. Vol.6. № 11. рр. 54-59.
Kramsch C. Language and сulture. Oxford: Oxford University Press, 1998. 134 p.