Критериальное оценивание коммуникативной компетенции студентов-лингвистов
DOI:
https://doi.org/10.25726/k7037-7066-0172-oКлючевые слова:
коммуникативная компетенция, студенты-лингвисты, критериальное оценивание, устная речьАннотация
В условиях глобализации и интеграции образовательного пространства коммуникативная компетенция выпускников гуманитарных направлений приобретает стратегическое значение. Цель данного исследования заключалась в разработке и апробации многоаспектной модели оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов на базе ведущего российского университета. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 78 студентов 3-5 курсов факультета иностранных языков ведущего российского университета. Для оценки коммуникативных навыков была использована модифицированная версия теста на оценку устной речи IELTS. Тест включал 3 задания: 1) краткая беседа на нейтральную тему, 2) более продолжительная беседа по заданной теме, 3) симуляция деловой встречи. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что у 60% студентов уровень владения коммуникативными навыками соответствует требованиям к выпускникам. При этом у 30% наблюдаются слабости в навыках ведения диалога и публичных выступлений. Разработанная модель оценки получила положительные оценки экспертов и может быть рекомендована для стандартизации оценивания коммуникативной компетенции студентов филологических специальностей. Выявленный дисбаланс в структуре коммуникативной компетенции обусловлен рядом факторов. Во-первых, доминирование знаниево-ориентированной парадигмы языкового образования, ограничивающей возможности коммуникативной практики обучающихся. Во-вторых, недостаточное количество аудиторных часов для отработки продуктивных речевых навыков. В-третьих, слабая ориентация на моделирование ситуаций реального профессионально-ориентированного общения.
Библиографические ссылки
Алмазова Н.И. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. С. 116-134.
Бабушкина Л.Е., Шукшина Т.И. Критерии эффективности формирования полилингвальной личности будущих педагогов на основе практико-ориентированного подхода // Kant. 2020. № 2 (35). С. 181-185.
Барышников Н.В., Бернштейн В.Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура: научные исследования. 2018. № 43. С. 136-147.
Будажапова Б.Б., Ли Т., Бушуева Е.О. Практико-ориентированный OBE-CDIO подход к обучению китайских студентов русскому языку // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 93-96.
Викулина М.А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. С. 154-173.
Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание. 2021. № 14(41). URL: https://apni.ru/article/2147-issledovatelskaya-kompetentsiya-ee-sushchnost
Зимина А.С., Фахрутдинова Р.А. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука. 2017. № 2(12). С. 89-91.
Ионкина Е.Ю., Кохташвили Н.И., Янкина Е.В. Содержание и основные принципы формирования профессионального иноязычного вокабуляра у студентов специальности «Металлургия» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 93-98.
Колесников А.А., Поляков О.Г. Личностно-компетентностная основа филологического образования (иностранные языки) // Язык и культура. 2017. № 40. С. 208-229.
Корнеева А.В. Коммуникативное поведение и коммуникативное сознание как механизмы межкультурного взаимодействия // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. Т. 15. С. 78-86.
Корнеева Л.И., Васильева В.И. Методический компонент структуры цифровой образовательной среды в обучении студентов-лингвистов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 2. С. 143-154.
Мишурина О.А. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования исследовательской компетенции студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (5). С. 971-974.
Парамонов В.Г. Обучение чтению как общепедагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С. 194-198.
Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура: научные исследования. 2018. № 43. С. 261-281.
Трофимов В.В., Трофимова Л.А., Минаков В.Ф., Барабанова М.И., Макарчук Т.А., Лобанов О.С., Ильина О.П., Кияев В.И., Газуль С.М. Система формирования исследовательских компетенций и технологических заделов в научной и образовательной деятельности. СПб.: Санкт-Петербургский экономический государственный университет, 2018. 199 с.
Ярмина Т.Н. Инновационные средства обучения иноязычной коммуникативной компетенции // Инновационные концепции и практики обучения иностранным языкам и культурам: сб. статей. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2015. С. 128-134.