Когнитивные архитектуры в обучающих системах технологических вузов

Авторы

  • Арсен Жумагалеевич Иржанов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Карина Владиславовна Янбарисова Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/f1913-1675-3585-y

Ключевые слова:

когнитивные архитектуры, обучающие системы, технологические вузы, эффективность образования, IT-дисциплины, инженерное образование, индивидуализация обучения

Аннотация

Введение: В эпоху ускоренного развития информационных технологий и постоянно возрастающего спроса на высококвалифицированных специалистов в области технологий, роль образовательных учреждений, особенно технологических вузов, становится критически важной. Особое внимание уделяется разработке и внедрению когнитивных архитектур в обучающие системы. Данный подход открывает новые перспективы в повышении эффективности обучения, адаптации учебных программ к индивидуальным особенностям студентов и ускорению процесса их профессионального развития. Материалы и методы: Анализ проводился на основе данных из 15 ведущих технологических вузов России, где к 2022 году были внедрены когнитивные обучающие системы. Использовались методы качественного и количественного анализа, включая опросы преподавателей и студентов, анализ учебных планов и результатов экзаменационных сессий. Результаты: Исследование показало, что внедрение когнитивных архитектур в обучающие системы технологических вузов способствует повышению успеваемости студентов на 18-22%. Наибольшее улучшение качества образования наблюдается в сфере инженерных и IT-дисциплин. Более 60% преподавателей отметили увеличение мотивации студентов к изучению сложных технических предметов, а 70% студентов подтвердили улучшение понимания учебного материала. Как показывают результаты исследования, образовательный процесс в технологических университетах России обладает огромным потенциалом для улучшения с помощью когнитивных архитектур. Хотя интеграция и освоение этих технологий не проходят без осложнений, их преимущества делают их многообещающим и неотложным обязательством для развития высшего образования в России.

Библиографические ссылки

Добрицына И.А., Коптева Т.В. Нейронаука как методологическая трансгрессия в пространство архитектурного мышления // Архитектура и Строительство России. Новейшая архитектура. 2021. №1 (237). С. 10-15.

Ефимова Е.М., Ефимов Д.О. Современные проблемы проектирования магистерских сетевых образовательных программ // Актуальные вопросы современной науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа. 2021. С. 63-69.

Зеер Э.Ф., Третьякова B.C., Зиннатова М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 83-115.

Ильевская М.М. Теоретическое осмысление российской архитектуры конца XX-XXI вв.: опыт МАРХИ // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. No1(58). С. 272-281. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/18_ilevskaja.pdf - DOI: 10.24412/19984839-2022-1-272-281

Медведев В.А. Проектное мышление: основные признаки и этапы развития // Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: сб. ст. участников конф. Екатеринбург: ИТОО УрФУ, 2019. С. 102-107.

Миронова И.А. Модель формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе: автореф. дисс. канд.пед. наук., Орел. 2021. 24 с.

Гитман Е.К. О некоторых проблемах организации межвузовского сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 5-14.

Попова А.Ф., Жильцов М.Б. Адаптационная рациональность менеджера оздоровительно-образовательной организации: формирование, оценка эффективности: научный доклад. Челябинск: УралГУФК, 2019. 40 с.

Попова А.Ф. Менеджмент физкультурно-оздоровительной деятельности. Челябинск: УралГУФК, 2018. 304 с.

Саид М.А., Михалев О.А., Сорокин К.Н. Когнитивный подход к управлению радиочастотным спектром сети радиосвязи транспортных систем // Материалы международной научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы». СПб, 2016. Т. 2. С. 100-115.

Сафар М.Я. Инверсия ценностей как основной показатель системных изменений культурного пространства // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №2. С. 644-646.

Севостьянов Д.А. Инверсивные отношения в образовании: социально-философский анализ. Автореф. дисс. докт.филос. наук., Новосибирск, 2020. 38 с.

Сорокин К.Н., Гель В.Э., Никольский С.В., Шевченко А.А. Когнитивная инфокоммуникационная система военного назначения // Научно-технический сборник Минобороны России. 2017. № 1. С. 160-168.

Топчий И.В. Инверсионные процессы в архитектурном образовании // Ценности и смыслы. 2022. №2 (78). С. 79-97.

Топчий И.В. Теоретические основания педагогических коммуникаций в архитектурном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10 №4(37), С. 216-221. DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0052.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Иржанов АЖ, Янбарисова КВ. Когнитивные архитектуры в обучающих системах технологических вузов. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(11-1):141-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1149

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)