Взаимодействие преподавателя и студента в процессе преподавания русского языка в вузах

Авторы

  • Инна Бисолтовна Бачалова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Рита Айсановна Борщигова Гимназия №14

DOI:

https://doi.org/10.25726/d7015-5099-9956-v

Ключевые слова:

взаимодействие, студенты, русский язык, обучение, исследование

Аннотация

Вопрос преподавания русского языка в сфере высшего образования во многом определяется сложноструктурированным взаимодействием педагога и обучаемого в контексте современной образовательной парадигмы. Достижение эффективности в процессе обучения тесно связано с формированием продуктивной симбиозной взаимосвязи. Коммуникативная динамика между студентами, осваивающими русскую филологию в университетской среде, способствует развитию языка, активизирует энтузиазм и культивирует интерес к русской культуре и литературе. Образовательный процесс, центральным звеном которого является обучение русскому языку в вузах, предполагает взаимодействие преподавателя и студента, базирующееся на взаимопонимании и сотрудничестве. При создании благоприятной и стимулирующей атмосферы, способствующей освоению материала, педагог подстрекает учащихся к свободному выражению своих мыслей и идей на русском языке. Чтобы гармонично развивать эту динамику, студенты должны активно включаться в образовательный процесс, задавая вопросы, участвуя в дискуссиях и применяя полученные знания в практической сфере. В контексте освоения русского языка взаимодействие между педагогом и учеником направлено на поддержку учащихся в достижении их языковых целей и формирование необходимых коммуникативных навыков для эффективного владения русским языком. Роль педагога критически важна в процессе формирования захватывающей образовательной среды, которая стимулирует активное участие студентов. Для этого педагогу необходимо мобилизовать многообразие методик и подходов к обучению, которые помогают учащимся развивать свои способности и совершенствовать языковые навыки. Вместе с тем студенты также должны играть активную роль, инициируя вопросы, делиться своими идеями и активно участвуя в дискуссиях, чтобы оптимально использовать усилия преподавателя.

Библиографические ссылки

Абазова Л.М., Кочесокова М.П., Джанхотова З.Х., Танашева Т.М. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному в российских вузах: специфика и перспективы // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 29-33.

Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2006. 152 с.

Жукова Т.А. Эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного // Проблемы современного филологического образования: сб. науч. ст. XI Всерос. науч. практ. конф. Москва; Ярославль: Ремдер, 2021. С. 108-114.

Загуменникова Н.В. Реализация асинхронного обучения русскому языку как иностранному с помощью сервиса Google класс // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: материалы VII Междунар. науч. практ. конф. Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2021. С. 249-256.

Зубарева А.В., Фролова О.А. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч. практ. конф. Москва: Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 325-327.

Калашникова О.В., Хон А.В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 2. С. 50-55.

Кашпирева Т.Б. Методический аспект использования интернет-ресурсов при обучении РКИ в смешанном формате // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности: материалы IX Междунар. науч. практ. конф., посвященной Междунар. дню культуры. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Толстого Л.Н., 2021. С. 34-43.

Кожемякова Е.А., Петухова М.Е., Симулина И.А. Принципы создания онлайн-курсов по русскому языку как иностранному на довузовском этапе обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 400-404.

Козловцева Н.А., Овсий Е.С. Методика применения диалогового тренажера по русскому языку для начинающих в дистанционном обучении в период пандемии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 182-185.

Корженевич Ю.В. Онлайн-обучение и его основные инструменты // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: сб. науч. ст. по итогам Всероссийской (с международным участием) науч. практ. конф. Чебоксары, 2021. С. 113-117.

Кузнецова Г.В., Крапотина Т.Г. Особенности обучения письму слушателей подготовительных факультетов в дистанционном формате // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч. практ. конф. Москва: Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 442-445.

Куновски М.Н., Диневич И.А., Майерс Г.Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242.

Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 3. С. 331-345.

Логинова М.С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 77-86.

Машканцева С.В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч. метод. конф. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 231-236.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Бачалова ИБ, Борщигова РА. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе преподавания русского языка в вузах. УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];13(8):198-205. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/984