The impact of the COVID-19 pandemic on teachers: a socio-psychological aspect

Authors

  • Oleg M. Shabalin Perm state humanitarian pedagogical university
  • Olga V. Shabalina Perm state humanitarian pedagogical university

DOI:

https://doi.org/10.25726/a4502-5072-4188-b

Keywords:

impact of the COVID-19 pandemic, head of an educational organization, digitalization of education, distance learning, primary school teacher, pedagogical competence

Abstract

In the post-pandemic period, the work of the leaders of an educational organization continues to undergo changes that abruptly arose during the coronavirus pandemic. New processes: experiencing stress, digitalization of education, changing the form of communication between participants in the educational process - put the head in front of the need to make special management decisions. To organize the effective work of an educational organization, it is important to understand how the activities of a teacher have changed due to a pandemic. The article presents the results of a study of the impact of the pandemic on the components of the teacher's professional competence, namely: pedagogical activity, the sphere of communication, the teacher's personality. The study of the opinions of elementary school teachers and the interpretation of their answers to the questionnaire made it possible to identify teachers' perception of new working conditions, attitudes towards the productivity of professional activities, features of relationships with participants in the educational process, the well-being of teachers and the emotional state that they often experienced during the pandemic. The analysis of the problems made it possible to formulate recommendations for improving the work of managers in an educational organization.

References

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

Баклашова ТА.. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136–140.

Билолов Б.Ш. Образование во время пандемии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 1. С. 59–64.

Большой медицинский словарь. https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/33272

Вавилова А.А., Зиньковский К.В., Суркова Н.Е. Педагоги в поисках баланса. Последствия перехода школ на дистанционное обучение // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 38–45.

Гончаренко Ю.В., Белошицкий А.В. Формирование навыков саморегуляции как педагогическое условие профилактики эмоционального выгорания преподавателей военных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30026

Дерябин А.A., Бойцов И.Э., Попов А.А. Анализ представлений директоров школ россии о цифровой трансформации // Образование и наука. 2021. Том 23. № 10. С.182-207

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997, 344 с.

Ершова И.В., Енькова Е.Е. Большие данные: влияние на управление образовательным процессом университета // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 9. С. 169-176.

Коровникова Н.А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19 // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 116-131.

Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные пере мены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202-219.

Малых С.Б., Ситникова М.А Психологические риски пандемии коронавируса COVID-19 // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. М.: Издательство Московского университета, 2021. С.31-61.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Мишина М.М., Воробьева К.А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). С. 42-54.

Муравьева О.И. Уровни общения и основные коммуникативные стратегии // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16/17. С. 7-12.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.

Николаева М.А., Авдюкова А.Е. Блоги педагогов в социальных сетях как инструмент профилактики эмoциoнaльнoгo выгopaния и возможность развития компетенций // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 4. C. 104-117.

Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: ИПК Парето-Принт. 2020. 744 с.

Основы проектирования современного урока: коллективная монография / И.Н. Власова, Л.В. Женина, А.В. Худякова, О.В. Шабалина. Пермь: Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т, 2020. 138 с.

Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с.

Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 М.: Издательство Московского университета, 2021. 597 с.

Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 54 с.

Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к вопросам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1980. 198 с.

Спартакян Н.С., Синякова М.Г. Психолого-педагогические характеристики цифрового образовательного пространства // Педагогическое образование в России. 2022. №1. С.145-156.

Торкунов А.В., Рязанцев С.В., Левашов В.К. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: монография. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. 248 с.

Чердынцева Е.В., Якубенко О.В. Исследование динамики развития когнитивного компонента цифровой компетентности педагогов в условиях дистанционного образования (на материале Омска и Омской области) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021. № 2 (31). С. 200-204.

Published

2023-04-15

How to Cite

1.
Шабалин ОМ, Шабалина ОВ. The impact of the COVID-19 pandemic on teachers: a socio-psychological aspect. УО [Internet]. 2023Apr.15 [cited 2024Jul.3];13(4):100-13. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/851