Современные методы изучения иностранных языков в условиях цифровизации образовательного процесса: экспериментальное исследование на базе вузов Чеченской Республики
Ключевые слова:
изучение иностранных языков, высшее образование, цифровизация, смешанное обучение, языковая подготовка, экспериментАннотация
Данная статья посвящена анализу эффективности современных методов изучения иностранных языков в контексте цифровизации образовательного процесса. Исследование проводилось на базе высших учебных заведений Чеченской Республики в 2023 году. Цель работы заключалась в выявлении наиболее результативных подходов к языковой подготовке студентов с учетом специфики региональной образовательной среды и актуальных трендов в сфере лингводидактики. В ходе исследования применялись методы анкетирования, тестирования, педагогического эксперимента и статистической обработки данных. Выборку составили 350 студентов, изучающих английский, немецкий и французский языки. Результаты показали, что использование смешанного обучения, интерактивных технологий и персонализированных образовательных траекторий позволяет значимо повысить уровень владения языком (прирост составил 23%, p<0,01). При этом ключевыми факторами успеха выступают интеграция аудиторной и самостоятельной работы, вовлечение студентов в проектную деятельность и развитие у них навыков автономного обучения. Полученные выводы обладают теоретической значимостью с точки зрения уточнения принципов эффективной организации языкового образования в цифровом формате. Практическая ценность связана с возможностью тиражирования предложенных решений в вузах со сходными условиями. Перспективы дальнейших исследований видятся в масштабировании эксперимента на другие регионы и языки, а также в проработке вопросов интеллектуализации обучающих систем.
Библиографические ссылки
Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 368 с.
Айнутдинова И.Н. Интеграция профессиональных и иноязычных коммуникативных компетенций в процессе обучения студентов ССУЗ // Среднее профессиональное образование. 2011. № 6. С. 35-37.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
Евдокимова М.Г. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке специалиста // Вестник МГЛУ. 2009. № 559. С. 22-33.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 536 с.
Милованова Л.А. Инновационное развитие языкового образования в неязыковых вузах // Известия ВГПУ. 2016. № 6(110). С. 10-14.
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 11-18.
Обдалова О.А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск: Изд-во Томского университета, 2014. 180 с.
Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. М.: ИНИОН РАН, 2003. 216 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 224 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М.: АСТ, 2010. 272 с.
Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М.: МГУ, 2009. 240 с.
Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 2010. 188 с.
Kern R. Technology and language learning // The Routledge handbook of the english writing system. L.: Routledge, 2016. рр. 380-396
