Анализ эффективности проблемного обучения для активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии
Ключевые слова:
проблемное обучение, познавательная активность, технологическое образование, модель обучения, педагогический эксперимент, эффективность обучения.Аннотация
Проблемное обучение представляет собой эффективный инструмент активизации познавательной деятельности школьников. Несмотря на значительный объем исследований, посвященных данной теме, вопрос применения проблемного обучения на уроках технологии остается недостаточно изученным. Цель настоящей работы – провести комплексный анализ эффективности проблемного обучения как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках технологии. Задачи исследования включают систематизацию теоретических подходов, разработку и апробацию модели проблемного обучения, оценку ее результативности. Исследование опирается на сочетание теоретических и эмпирических методов. Проведен систематический обзор литературы, осуществлен понятийно-терминологический анализ. Разработана модель проблемного обучения, включающая систему проблемных ситуаций и задач. Организован педагогический эксперимент с участием 50 школьников 7-8 классов. Для оценки эффективности модели использованы методы анкетирования, тестирования, наблюдения, статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Применение разработанной модели проблемного обучения обеспечило значимое повышение уровня познавательной активности школьников (p<0,01). Выявлена положительная динамика мотивации к изучению технологии, сформированности приемов умственной деятельности, самостоятельности в решении проблемных задач. Модель получила высокие оценки учителей с точки зрения удобства и эффективности использования. Полученные результаты подтверждают эффективность проблемного обучения как средства активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии. Предложенная модель может быть рекомендована для внедрения в образовательную практику. Перспективы дальнейших исследований связаны с адаптацией модели к другим предметным областям, расширением диапазона проблемных ситуаций, углубленным изучением метакогнитивных эффектов проблемного обучения.
Библиографические ссылки
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. C. 170-186.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 364 c.
Arends R.I. Learning to teach. 10th ed. NY: McGraw-Hill Education, 2014. 605 p.
Barrows H.S. Problem-based learning in medicine and beyond: a brief overview // New directions for teaching and learning. 1996. № 68. pp. 3-12.
Boud D., Feletti G. The challenge of problem-based learning. 2nd ed. L: Kogan Page, 1997.
Bruner J.S. The process of education // Behavioral Science. № 9(1). рр. 56-57. Cambridge: Harvard University Press, 1960.
Dewey J. How we think. Boston: D.C. Heath & Co., 1910. 224 p.
Feldt P., Petersen J. Effectivity of problem-based learning in danish primary schools: a quantitative study // Scandinavian journal of educational research. 2021. Vol. 65, № 5. pp. 818-833.
Gijbels D., Dochy F., Van den Bossche P., Segers M. Effects of problem-based learning: a meta-analysis from the angle of assessment // Review of educational research. 2005. Vol. 75. № 1. pp. 27-61.
Hmelo-Silver C.E. Problem-based learning: what and how do students learn? // Educational psychology review. 2004. Vol. 16. № 3. pp. 235-266.
Jonassen D.H. Learning to solve problems: a handbook for designing problem-solving learning environments. NY: Routledge, 2011. 472 p.
Norman G.R., Schmidt H.G. Effectiveness of problem-based learning curricula: theory, practice and paper darts // Medical education. 2000. Vol. 34. № 9. pp. 721-728.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 479 c.
Savin-Baden M., Major C.H. Foundations of problem-based learning. Maidenhead: Open University Press, 2004.
Torp L., Sage S. Problems as possibilities: problem-based learning for K-16 education. 2nd ed. Alexandria: ASCD, 2002.