Исследование методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях цифровизации образования
Ключевые слова:
познавательная активность, цифровизация образования, метод обучения, урок технологии, развитие личности, учебная мотивация, педагогическое моделированиеАннотация
Исследование посвящено актуальной проблеме поиска эффективных методов стимулирования познавательной активности школьников в процессе обучения технологии в контексте цифровой трансформации образовательной среды. Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий и методических приемов, способствующих повышению учебной мотивации и развитию познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Методологическую базу исследования составили системно-деятельностный, личностно- ориентированный и технологический подходы. Использовались теоретические (анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа) и статистические методы. В результате исследования: Разработана структурно-функциональная модель активизации познавательной деятельности учащихся, включающая мотивационно-целевой, содержательный, процессуально- технологический и оценочно-результативный блоки; Определен и обоснован комплекс педагогических условий (обеспечение субъектной позиции ученика, интеграция традиционных и цифровых образовательных технологий, интерактивный характер обучения, ориентация на развитие метапредметных компетенций), при реализации которого повышается познавательная активность школьников; Экспериментально доказана эффективность авторской методики активизации познавательной деятельности, основанной на сочетании проблемных, проектных, игровых методов обучения с использованием цифровых инструментов (learning apps, онлайн-конструкторов, сред визуального программирования). Предложенная модель и комплекс педагогических условий могут быть использованы в практике школьного технологического образования. Материалы исследования будут интересны учителям, методистам, разработчикам цифровых образовательных ресурсов. Дальнейшие перспективы связаны с детализацией методических подходов к активизации познавательной деятельности с учетом специфики технологических модулей.
Библиографические ссылки
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2018. 192 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Директ-Медиа, 2008. 613 с.
Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Информационно-образовательные системы в контексте модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2015. № 3-1. С. 27-39.
Махмутов М.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Вестник высшей школы. 2005. № 4. С. 66-72.
Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. М.: Эгвес, 2016. 488 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2018. 365 с.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2019. 356 c.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.
Хеннер Е.К. Оценка ИКТ-компетентности учителя: содержание и форма // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 67-74.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2019. 318 с.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2020. 54 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers college record. 2019. № 108(6). рр. 1020-1054.
Schneider M., Preckel F. Variables associated with achievement in higher education: A systematic review of meta-analyses // Psychological bulletin. 2020. № 143(6). рр. 565-600.