Активизация и интенсификация деятельности обучающихся в информационнообразовательной среде дисциплины

Авторы

  • Александр Игоревич Гурниковский Южный Федеральный Университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный Федеральный Университет
  • Елена Адольфовна Казанцева МИРЭА – Российский технологический университет
  • Мария Сергеевна Клименкова МИРЭА – Российский технологический университет
  • Сергей Олегович Потапов МИРЭА – Российский технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/f7878-0809-6608-b

Ключевые слова:

активизация обучения, интенсификация деятельности, информационно-образовательная среда, управление данными, высшее профессиональное образование, методические приемы, интерактивные технологии, проектное обучение

Аннотация

В современных условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий и их активного внедрения в образовательный процесс, одной из актуальных проблем является активизация и интенсификация деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде дисциплины «Управление данными» на уровне высшего профессионального образования. Цель исследования заключается в разработке и апробации комплекса методических приемов и средств, способствующих повышению эффективности обучения студентов в рамках указанной дисциплины. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, информатики и управления данными. Эмпирическая база включает результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» среди 128 студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». В ходе исследования применялись такие методы, как анкетирование, тестирование, наблюдение, статистическая обработка данных. Разработан и внедрен в образовательный процесс комплекс методических приемов и средств активизации деятельности студентов, включающий: проектноисследовательские задания (повышение мотивации и вовлеченности на 34,7%); учебные кейсы, основанные на реальных производственных ситуациях (развитие аналитического мышления и навыков решения прикладных задач на 28,2%); интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий (улучшение восприятия и усвоения учебного материала на 41,5%); командную работу над проектами (совершенствование коммуникативных компетенций и навыков коллаборации на 23,6%); регулярное проведение онлайн-тестирований (рост объективности и оперативности контроля знаний на 37,9%). Выявлено, что предложенный комплекс способствует интенсификации учебно-познавательной деятельности обучающихся, о чем свидетельствует повышение их академической успеваемости в среднем на 19,3%, а также рост удовлетворенности качеством обучения на 31,8%.

Библиографические ссылки

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9-22.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3. 14 с.

Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 3. С. 9-21.

Зубрий А.А., Ильинец Д.В., Константинова О.И., Черняева О.И. Основы информационной культуры. СПб.: СПбУТУиЭ, 2012. 246 с.

Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая ком-петеность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 3. Т. 22. С. 61-73.

Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза: автореф. дисс. на соис. уч. ст. д-ра психол. Н. Рязань, 2021. 48 с.

Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Психологическое здоровье учителя в процессе его непрерывного поэтапного становления в профессиональной деятельности // Нижегородское образование. 2021. № 3. С. 64-71.

Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4.

Мезинов В.Н. Профессиональная социализация студентов педагогического направления в условиях цифровизации образования // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 68-75.

Методические рекомендации по разработке стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России: Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.10.2021 № МН-19/697.

Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. 2017. № 2. С. 269-280.

Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: уч.-метод. пос. М.: Про-Пресс, 2020. 33 с.

Родин Ю.И., Метелкина Д.С., Мишина А.В. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 2 А. С. 90-96.

Фельдштейн Д.И. Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям // Мир психологии. 2013. № 2. С. 162-177.

Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю., Повшедная Ф.В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации: моногр. М.: Флинта; Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. 217 с.

Штак Е.А., Беляева А.В., Молоканова Ю.П., Беляев Г.Ю. Цифровая дидактика и ее влияние на достижения обучающихся // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 4-12.

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

1.
Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Казанцева ЕА, Клименкова МС, Потапов СО. Активизация и интенсификация деятельности обучающихся в информационнообразовательной среде дисциплины. УО [Интернет]. 30 март 2024 г. [цитируется по 23 ноябрь 2024 г.];14(3-2):78–88. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1441

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2