Основные проблемы сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза
DOI:
https://doi.org/10.25726/s8187-6499-5603-oКлючевые слова:
иностранные студенты, адаптация, социокультурная среда, интернационализация образования, языковой барьер, культурный шок, образовательные системы, социальные контакты, адаптационные программыАннотация
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе адаптации иностранных студентов к социокультурной среде российских вузов. Актуальность исследования обусловлена возрастающей интернационализацией высшего образования и необходимостью создания благоприятных условий для успешной интеграции иностранных обучающихся в новую образовательную и культурную среду. Цель работы заключается в выявлении ключевых факторов, препятствующих эффективной адаптации иностранных студентов, и разработке рекомендаций по их преодолению. Материалы и методы исследования включают анализ научной литературы, посвященной проблемам адаптации иностранных студентов, а также эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования и интервьюирования 150 иностранных студентов из 20 стран, обучающихся в 5 российских вузах. Для обработки результатов применялись методы статистического анализа, контент-анализа и тематического кодирования. Результаты исследования показывают, что основными проблемами, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе адаптации, являются языковой барьер (отмечен 87% респондентов), различия в образовательных системах (75%), трудности в установлении социальных контактов с местными студентами (68%), культурный шок (62%) и бытовые сложности (58%). Выявлено, что студенты из стран Азии и Африки испытывают более серьезные адаптационные трудности по сравнению с представителями европейских государств. Установлено, что наличие специальных адаптационных программ и мероприятий в вузе способствует снижению уровня стресса у иностранных студентов на 30-40%. Предложены рекомендации по совершенствованию системы сопровождения адаптации иностранных студентов, включающие организацию языковых курсов, кросс-культурных тренингов, программ академической и социальной поддержки, а также привлечение российских студентов к процессу интеграции иностранных обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных стратегий адаптации иностранных студентов в российских вузах.
Библиографические ссылки
Абрамова И.В., Неволина О.А. Организационные условия адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения// Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 242- 255.
Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т, Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Стартовые позиции абитуриентов вузов и особенности их дальнейшего обучения: социологический анализ // Вестник РУДН. Социология. 2022. Т. 22. № 3. С. 557-571.
Береговая О.А, Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 108-118.
Бессонов П.П., Бессонова Н.Г., Бессонова В.П., Сыроватский А.П. Особенности адаптации иностранных студентов в вузах Республики Саха (Якутия) // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 120-124.
Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267-272.
Дамадаева А.С., Бехоева А.А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 3. № 3(35). С. 125- 133.
Дмитрусенко И.Н, Маркусь А.М. Анализ трудностей во внеучебной деятельности иностранных студентов в российской образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 3. С. 96-111.
Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 57-63.
Кошелева Ю.П., Прутько Г.В. Влияние внеучебной проектной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3(836). С. 206-221.
Мамаева И.А. Двумерная модель наставничества в негуманитарном вузе // Агро-инженерия. 2020. № 5(99). С. 71-77.
Овчинникова М.В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1(19). С. 18-21.
Олейник Е.В., Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69-72.
Оухейш Таха Х.М. Адаптация иностранных учащихся в условиях дистанционного образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 144-150.
Токтарова В.И., Федорова С.Н. Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 383-390.
Урванцева Н.Г. Образовательная среда вуза в социокультурной адаптации иностранных студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. C. 59-63.