Разработка и анализ многокритериальных методов оценки компетенций в неязыковых вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/n8695-7688-4113-pКлючевые слова:
многокритериальный анализ, нефтегазовые вузы, оценка компетенций, машинное обучение, методы многомерной статистики, экономико-математическое моделирование, образовательные программы, трансдисциплинарные компетенции, Российская ФедерацияАннотация
В современной нефтегазовой индустрии актуализируется необходимость подготовки кадров с комплексным набором профессиональных и трансдисциплинарных компетенций. Проблематика оценки эффективности образовательных программ в вузах, ориентированных на подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли, приобретает особую релевантность. Настоящая статья фокусируется на разработке и анализе многокритериальных методов оценки компетенций студентов в нефтегазовых вузах Российской Федерации. Рассматривается применение комбинированных методологических подходов, включая машинное обучение, методы многомерной статистики и экономико-математическое моделирование. Осуществлен критический обзор существующих практик, выделены их недостатки и предложены новаторские решения. Эмпирическая база исследования представлена данными из 37 нефтегазовых вузов России, собранными в период с 2018 по 2021 годы. Используя методологию многокритериального анализа, авторы предлагают модель, которая учитывает 12 ключевых компетенций и 7 контекстуальных переменных. Одним из важных аспектов, требующих аналитического осмысления, является выбор метрик для оценки компетенций. В различных вузах применяются инструменты, сосредоточенные на измерении одного или нескольких аспектов (например, знаний, навыков, способностей). Напротив, в данном исследовании предложена интегрированная методология, базирующаяся на комбинировании методов многомерной статистики и алгоритмов машинного обучения.
Библиографические ссылки
Апенько С. Н., Еременко Е. И. Инновационные технологии формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций слушателей программ дополнительного образования вузов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2018. № 5. С. 834-841.
Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя: монография. / Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. 273 с.
Валиуллина Л. М. Коучинг: базовые предпосылки и определение // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей. М.: Знание-М, 2020. С. 8- 18.
Галимова А. Ш., Фирсов Д. Г. Тенденции развития управления деловой карьерой персонала в условиях цифровизации // Доклады Башкирского университета. 2022. Т. 7. № 1. С. 64-70.
Ермоленко В. В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: монография / Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. 364 с.
Куземина Е. Ф. Роль и значение учебной дисциплины «Конфликтология» в эпоху агрессивной неопределенности // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Краснодар. 2019. С. 1075-1079.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
Мишин И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66-75.
Обухова Н. И. VUCA-мир и образовательная среда // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. № 3 (11). С. 11-22.
Пронина Л. Н., Михайлова Е. А., Янущенкова И. В. Оценка эффективности деятельности педагога как условие его профессионального роста // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 24-26.
Седых Е. П., Житкова В. А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4.
Солоницын В. А. Компетентностный подход в системе обеспечения качества образования в вузе (на примере Московского университета имени С.Ю. Витте) // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С. 12-18.
Сорокин А. Н., Яковлева Е. И., Фильченкова И. Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. №1.
Тарасенко В. В. Управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения как педагогическая категория // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 4. С. 168-171.
Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 110-118.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.
Янгирова В. М., Ибрагимова Г. В., Савельева И. А., Кобыскан А. С. Оценка эффективности результатов деятельности персонала образовательной организации // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 30-36.