Проектная деятельность как средство повышения эффективности обучения английскому языку в вузе

Авторы

  • Айна Новрдиевна Манцаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Аза Абдулвахидовна Яхъяева Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

проектная деятельность, обучение английскому языку, высшее образование, коммуникативная компетенция, учебная мотивация, групповое взаимодействие

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов обучения английскому языку в вузе в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения проектной деятельности как средства повышения результативности обучения английскому языку студентов вуза. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов: теоретический анализ научной литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистические методы обработки данных. Педагогический эксперимент проводился на базе ЧГУ им. А. А. Кадырова со студентами 2-3 курсов (n=128). Результаты исследования показали, что: 1) внедрение проектной деятельности в практику обучения английскому языку способствует повышению мотивации студентов; 2) проектная работа развивает у обучающихся коммуникативные и исследовательские навыки, креативность, самостоятельность; 3) групповые проекты улучшают психологический климат в учебном коллективе; 4) по итогам эксперимента в экспериментальных группах значимо возросли показатели владения английским языком. Полученные результаты подтверждают эффективность проектного метода как инструмента оптимизации языковой подготовки в вузе. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «проектная деятельность» применительно к обучению иностранным языкам, обосновании условий реализации проектной работы в языковых дисциплинах. Практическая ценность связана с возможностью использования разработанной модели проектного обучения в образовательной практике вузов. Перспективы исследования видятся в апробации предложенной методики на более широком контингенте обучающихся разных направлений подготовки.

Библиографические ссылки

Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. C. 117-126.

Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. 165 с.

Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9-15.

Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. C. 32-59.

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

Лазутова Л.А., Левина Е.А. Использование проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 333-339.

Матяш Н.В. Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей личности // Образование и наука. 2002. № 5. С. 45-54.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2-3. С. 3-10.

Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-45.

Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.

Султанова Т.А. Формирование профессионально-языковой компетентности студентов технических специальностей в проектной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 2010. 246 с.

Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение – инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации (ФТИ-2019). Екатеринбург, 2019. С. 349-358.

Beckett G.H. Project-based second and foreign language education: Past, present and future. Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2006. 286 p.

Hutchinson T. Introduction to project work. Oxford: Oxford University Press, 1991. 400 p.

Stoller F.L. Project Work. A Means to Promote Language Content // Forum. 1997. Vol.35. № 4. P.12-37.

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Манцаева АН, Яхъяева АА. Проектная деятельность как средство повышения эффективности обучения английскому языку в вузе. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(5-1):213-21. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1622

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)