Критерии оценки качества и эффективности образования в условиях дистанционного обучения
DOI:
https://doi.org/10.25726/x1261-2791-7302-wКлючевые слова:
дистанционное обучение, качество образования, эффективность, оценка образовательных результатов, анкетирование студентов и преподавателейАннотация
В последние годы наблюдается интенсивное развитие дистанционных технологий в сфере высшего образования. Переход на данную форму обучения стал особенно массовым в период пандемии COVID-19 в 2020-2021 учебных годах. Это существенным образом повлияло на организацию учебного процесса в российских вузах. С одной стороны, дистанционные технологии расширили доступ к получению качественного образования, позволив адаптироваться к сложившейся ситуации. С другой стороны, возник ряд проблем, связанных с оценкой эффективности и качества дистанционного обучения. В настоящее время имеет место активная трансформация сферы образования под влиянием цифровизации. Одним из ключевых направлений ее развития является переход на дистанционную форму обучения. Данная статья посвящена исследованию критериев оценки качества и эффективности образования в российских вузах в условиях дистанционного обучения. Рассмотрены такие показатели как уровень усвоения знаний студентами, измеряемый с помощью тестирования; степень удовлетворённости качеством обучения преподавателей и студентов на основе анкетирования; число студентов, освоивших образовательную программу в срок. Приведены результаты опроса 203 преподавателей и 458 студентов российских вузов. Показано, что для объективной оценки качества образования в условиях дистанционного формата необходим комплексный подход, включающий как количественные, так и качественные параметры.
Библиографические ссылки
Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2020. № 1 (38). С. 48-57.
Вишневская О.Н., Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82. URL: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
Гарсия-Пеньяльво Ф.Дж. Избегая темной стороны цифровой трансформации в преподавании. Институциональная справочная система для электронного обучения в высшем образовании. Устойчивое развитие. 2021. № 13(4). URL: https://doi.org/10.3390/su13042023
Глухов Г.В., Громова Т.В. Функциональные компоненты и роли преподавателя университета в дистанционном образовании. Международный обзор менеджмента и маркетинга. 2016. Т. 6. № 5. С. 235-242. URL: https:// www.researchgate.net/publication/307432390_Functional_components_ and_roles_of_the_university_teacher_in_distance_education
Громова Т.В. Особенности подготовки/переподготовки кадров в условиях цифровой трансформации. Конспекты лекций по сетям и системам. 2021. Т. 161. С. 162-169. URL. https:// www.researchgate.net/publication/346299475_Features_of_Personnel_ TrainingRetraining_in_the_Conditions_of_Digital_Transformation
Ендовицкий Д.А., Чупандина Е.Е. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. С. 5-12.
Кувшинова Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительстве РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8-15.
Перминова Л.М. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42 (61). С. 19-25.
Писаревская М.А. Обучение студентов аудированию на английском языке с использованием социальных сетей // Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (50). С. 202-209.
Поллок К., Шварц К., Бак Д. Информационные технологии и их будущая роль в успехе студентов. 2018. URL: https://er.educause.edu/arti-cles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success
Преснякова М. Дистанционное обучение: суть, терминология и особенности // Центр дистанционного образования в России. 2020. URL: https://vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/
Сайкылы А. Дистанционное образование: определения, поколения, ключевые концепции и направления на будущее. Международный журнал современных образовательных исследований. 2018. № 5 (1). С. 2-17. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1207516.pdf
Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 355-358.
Шпагина Е.В. Основные положения и различия открытого и дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 26-29.
Шуталева А.В., Циплакова Ю.В., Керимов А.А. Гуманизация образования в цифровую эпоху // Перспективы науки и образования. 2019. №6. С. 31-43 URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/12/1906pno.pdf
Ячина Н.П., Фернандез О.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134-138.