Об опыте реализации основных принципов цифровой дидактики на базе электронной информационно-образовательной среды высших учебных заведений

Авторы

  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный федеральный университет
  • Анна Николаевна Зуева МИРЭА — Российский технологический университет
  • Илья Николаевич Семенович МИРЭА — Российский технологический университет
  • Татьяна Валерьевна Усачева Академия гражданской защиты МЧС России
  • Виктория Леонидовна Шимитило Академия гражданской защиты МЧС России
  • Николай Николаевич Яковлев Академия гражданской защиты МЧС России

DOI:

https://doi.org/10.25726/i2321-1735-7310-c

Ключевые слова:

электронная информационно-образовательная среда, ЭИОС, дидактические принципы обучения, цифровизация образования

Аннотация

Исследование вносит вклад в опыт интеграции дидактических принципов в электронную информационно-образовательную среду высших учебных заведений, ее оптимизацию с целью подготовки поколения владеющих цифровыми технологиями обучающихся, готовых преуспеть в динамичном мире 21 века. Благодаря исследованию ЭИОС, статья вносит вклад в область цифровой педагогики. В исследовании освещаются цифровые технологии, используемые в построении ЭИОС на уровне высшего профессионального образования, а именно виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и технология электронной идентификации студентов и пр. Интеграция виртуальной и дополненной реальности способствует воплощению принципа наглядности в цифровом образовательном пространстве, повышая понимание и вовлеченность. Кроме того, принцип индивидуализации образования находит благодатную почву в ЭИОС за счет использования программ, предназначенных для определения когнитивных способностей обучающихся. ЭИОС допускает внедрение образовательной технологии, известной как «перевернутое обучение», которая революционизирует традиционные методы обучения. Этот новый подход позволяет обучающимся получать доступ к учебным материалам до аудиторных занятий. Результаты проведенного исследования способствуют теоретическим достижениям цифровой педагогики, имеют практическое значение для вузов, стремящихся использовать весь потенциал ЭИОС для повышения качества и результатов своей образовательной деятельности.

Библиографические ссылки

Алекперов И. Д., Баланкина Е. С., Гурниковский А. И., Гурниковская Р. Ю., Кулешова Ю. Д., Усачева Т. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в электронной информационно- образовательной среде вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3. C. 10-22.

Бороненко Т. Д., Федотова B. C. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. №4 (115). С. 33-44.

Ветренко Е. А. Гурниковский А. И., Гурниковская Р. Ю., Каменских Л. В., Ляшенко В. С., Усачева Т. В. Дифференцированное обучение математическому анализу в высшем учебном заведении при использовании возможностей системы дистанционного обучения Moodle. // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 12. C. 154-162.

Высоцкая П. А., Гурниковский А. И., Гурниковская Р. Ю., Кулешова Ю. Д., Осипова М. Ю., Самосудова Л. В. Рабочие модели обучения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений цифровым навыкам. Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4. C. 180-191.

Горшков И. И., Павлова Ю. С. Флиппед-обучение в университетском образовании: опыт и перспективы // Инновации в образовании. 2013. № 2 (1). C. 112-125.

Гусева Т. М., Петровский А. Н. Роль виртуальной и дополненной реальности в цифровой педагогике: применение и перспективы // Образование и наука. 2019. № 24 (1). C. 112-128.

Козлова Л. В., Морозов Д. С. Развитие компетентностного подхода в условиях электронной информационно-образовательной среды университета. Инновации в образовании. 2019. № 17(2). C. 32-49.

Крылова Е. А., Иванов А. С. Цифровая педагогика: интеграция дидактических принципов в электронную информационно-образовательную среду университета // Вестник высшей школы. 2020. № 32 (3). С. 78-95.

Лебедев Е. А., Калинина А. В. Принципы индивидуализации обучения в электронной информационно-образовательной среде университета // Интерактивные технологии в образовании. 2018. № 15 (1). C. 45-62.

Морозова И. В., Соколов В. Д. Интеграция чат-ботов в образовательный процесс университета: эффективность и перспективы // Журнал педагогических исследований. 2017. № 9 (4). C. 112-126.

Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16-26. EDN YYRAHJ

Романова В. С., Тимофеев, Д. А. Искусственный интеллект в университетском образовании: современные подходы и перспективы // Образование и наука. 2015. № 6 (4). C. 89-104.

Смирнов В. П., Лебедева О. Н. Инновационные технологии в образовании: эффективное использование электронной информационно-образовательной среды в университете // Педагогические исследования. 2020. № 45 (2). C. 56-72.

Степанов А. И. Развитие цифровой педагогики в высшем образовании: трансформация методологии и практики // Журнал Высшей школы. 2022. № 25 (2). C. 45-63.

Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, утвержденной 14 июля 2021 г. Министерством науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749 (дата обращения: 10.08.2023).

Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник БГУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-universiteta-printsipy-postroeniya-i-struktura (дата обращения: 02.08.2023).

Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования. Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век, Подготовка кадров для цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №2 (34). С. 38-44.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Гурниковская РЮ, Зуева АН, Семенович ИН, Усачева ТВ, Шимитило ВЛ, Яковлев НН. Об опыте реализации основных принципов цифровой дидактики на базе электронной информационно-образовательной среды высших учебных заведений. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];13(10-2):95-124. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1113

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2