Иммерсивные технологии в условиях цифровизации образования как инновационный метод обучения

Авторы

  • Людмила Анатольевна Дёшина Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Яна Николаевна Катина Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/q8075-5892-1140-m

Ключевые слова:

иммерсивные технологии, инновационные методы, цифровизация образования, образовательные проекты, цифровые ресурсы, виртуальная реальность

Аннотация

С появлением Интернета и понятия виртуальной реальности образование претерпело существенные изменения, которые повлияли как на методы обучения, так и на технологии в образовательном процессе и на подход к преподаванию в учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена развитием цифровых технологий, а также созданием большого количества различных игровых и образовательных продуктов, с одной стороны, а с другой – задачей повысить эффективность обучения современного образования. В данной статье рассмотрены технологии виртуальной реальности как инновационные методы обучения, их использование в современном обучении в условиях цифровизации образования. Рассматривались условия обеспечения использования иммерсивных технологий внутри образовательной среды, с элементами компетентностно-ориентированной модели персонализации образовательного процесса. Практическая часть исследования направлена на выявление особенностей иммерсивной технологии в обучении, как образовательного продукта, разработанного на основе технологий виртуальной и дополнительной реальности, с целью описания преимуществ и основных способов передачи потенциала данной технологии. Методы исследования, которые легли в основу данной работы, включали в себя метод анализа теоретических источников, сбор актуальных данных связанных с применением иммерсивных технологий в современных условиях цифровизации образования, их описание и наблюдение их реализации в современной образовательной среде. Методический подход включал в себя принципы интегративного подхода с использованием сравнительно-аналитического метода. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных выводов для внедрения иммерсивных технологий обучения в образование.

Библиографические ссылки

Азевич А.И. Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информация образования. 2021. Т. 18. № 2. С. 152-161.

Войкунский А.Е., Меньшикова Г.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского государственного университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 22-36.

Где используют VR: от детского образования до промышленной безопасности // Электронное издание об образовании, профессиональном и карьерном росте «медиа Нетологии» от 09.12.2019. https://netology.ru/blog/12-2019-vr-in-business

Голяев С.С., Голяева Н.В., Теоретические аспекты цифровой трансформации образовательной среды // Среднее профессиональное образование. 2022. № 5 (321). С. 37-39.

Гончаров О., Момот М. Полное погружение: как иммерсивное обучение приходит в компании и школы // РБК от 05.09.2019. https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6fb3449a794781b981b437

Зайнуллина М.Р., Морозова Я.И. Использование виртуальной, дополненной и смешанной реальности в образовании // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2020. № 19. С. 62-67.

Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополнительной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (108). С.88-107.

Корнилов Ю.В., Попов А.А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 (2). С. 171-174.

Левченко В.В., Пеньковская И.И., Ушакова Е.В., Чистякова Н.А. Методика развития конкурентоспособности и практикоориентированности студентов вуза в процессе освоения гуманитарных дисциплин // Вопросы истории. 2023. № 4-2. С. 262-273. DOI 10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi50.

Малий Д.В., Медведев П.Н., Маркова М.Г. Профилактика игровой компьютерной увлеченности школьников младших классов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 5/2. С. 135-140.

Малова Ю.А., Дьякова Е.А. Оценка возможностей использования иммерсивных 3d технологий в образовании // Инновационные научные исследования, 2021 № 2-3 (4), 23–33. doi: 10.5281/zenodo.4604767

Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Цифровизация высшего образования: возможные пути развития // Философия образования. 2021. Т. 21. № 4. С. 5-18.

Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // Биотехносфера. 2010. №2 (8). С. 15-20.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» от 02.12.2019. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 22.05.2023).

Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10 № 3 С. 68-78. doi: 10.17759/jmfp.2021000002

Aczél Petra: "Virtuális valóság az oktatásban – Ment-e a VR által az oktatás elébb?", Információs Társadalom, XVII. évf. (2017). 4 szám, 7–24. old. doi: 10.22503/inftars.XVII.2017.4.1

Agibova, I.M. Fundamental education in university in development of future teachers' professional competences // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Volume LXXVIII - IFTE. Pp. 249-259. doi: 10.15405/epsbs.2020.01.31.

Anikina V.G., Khoze E.G., Strizhova I.V. Dynamics of Mental States of Learners Working with Didactic VR Programs Using Virtual Reality Technologies. Eksperimental'naâ psihologiâ = Experimental Psychology (Russia), 2021. Vol. 14, no. 4, Pp. 123–141. doi: 10.17759/exppsy.2021140407. (In Russ., аbstr. in Engl.).

Azevich A.I. Virtual reality: educational and methodological aspects (Виртуальная реальность: учебно-методические аспекты) (in Engl.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2019. Т. 16. № 4. С. 338-350.

Baeva L.V. et al. Digital turn in russian education: from problems to possibilities // Tsennosti i Smysly. 2020. Vol. 5. № 69. P. 28–44. doi: 10.24411/2071-6427-2020–10043

Belch D. Disrupting LD with immersive learning [Электронный ресурс] / D. Belch // Training Industry. Mar/Apr 2019. URL: https://trainingindustry.com/magazine/mar-apr2019/disrupting-ld-with-immersivelearning/ (дата обращения: 23.05.2023).

Calvet L., Bourdin P., Prados F. Immersive technologies in higher education: Applications, challenges, and good practices // ACM International Conference Proceeding Series, 2019. P. 95–99. doi: 10.1145/3371647.3371667

Dede C. Immersive Interfaces for Engagement and Learning // Science. 2009. Vol. 323, № 5910 P. 66–69. doi: 10.1126/science.1167311

Gisler J. et al. Work-in-Progress-enhancing training in virtual reality with hand tracking and a real tool // Proceedings of 2021 7th International Conference of the Immersive Learning Research Network, iLRN 2021. 2021. doi: 10.23919/ iLRN52045.2021.9459332

Hancock P.A., Hoffman R.R. Keeping up with intelligent technology // IEEE Intelligent Systems. 2015 Vol. 30. № 1. P. 62–65. doi: 10.1109/MIS.2015.13

Kornilov Y.V. Immersive approach in education. // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8 P. 174–178. doi: 10.26140/anip-2019-0801-0043

Загрузки

Опубликован

2023-06-25

Как цитировать

1.
Дёшина ЛА, Катина ЯН. Иммерсивные технологии в условиях цифровизации образования как инновационный метод обучения. УО [Интернет]. 25 июнь 2023 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];13(7):69-75. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/997