Характеристика современной модели сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования

Авторы

  • Евгения Павловна Еретнова Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/c5697-6377-6668-r

Ключевые слова:

сельская школа, современная модель, онтологический подход, пространственный подход, социокультурный подход, антропологический подходы, компетентностный подход, системно-деятельностный подхода.

Аннотация

Современная сельская школа представляет собой уникальное явление образовательного процесса. В последние десятилетия ХХ в. наиболее значительным явлением в мировом сообществе стали процессы сетизации, цифровизации социально-экономической деятельности, что способствовало инновационному развитию социальной сферы, а том числе и сельских школ. Модернизация, необходимая как в целом человечеству, населяющему планету, так и отдельному индивидууму, стремящемуся к гармоничному пребыванию на этой планете. Современное состояние общества характеризуется его переходом на новый, более высокий уровень социокультурного развития. Поэтому социокультурная составляющая является главной в процессе модернизации чего – образования, экономики, бизнеса, а тем более – страны. Именно она позволяет осуществлять одновременное обновление различных сфер общества наиболее эффективно и наименее болезненно, поскольку учитывает механизмы социальных изменений – культурную систему координат, особенности менталитета, моральные постулаты, самосознание нации, историческую память народа. Такая «интегрированная модернизация» способна обеспечить стране безопасность и конкурентоспособность. В данной статье представлен современная модель сельской школы как новый взгляд на развитие села, сельских образовательных организаций, дано теоретическое обоснование модели, ее подходом и методов. Современная модель существенным образом влияет на развитие субъектов образовательного процесса, перспективная деятельность которых обеспечивает развитие сельских территорий.

Биография автора

Евгения Павловна Еретнова, Томский государственный педагогический университет

аспирант кафедры педагогики и психологии образования

Библиографические ссылки

Гурьянова М.П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис.... д-ра пед. наук. М., 2001. С. 89–174.

Статистика в образовании. https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2019 г.).

Андрейко А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996. С. 11–13.

Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. А.М. Моисеева; Ин-т «Открытое общество»; Фонд Сороса – Россия. М.: РОССПЕН, 2002. 284 с.

Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях / сост.: С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская, Н.В. Бысик, А.Б. Милкус. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 214 c. 12.

Силласте Г.Г. Сельская молодежь в лабиринте средств массовой информации. М.: ИСПС РАО, 2005. 287 c.

Рассказова Л.В. Модели организации процесса в становления школы России: автореф. дис.... пед. наук. Томск, 2014. С. 11–15.

Сартакова Е.Е. Сетевое взаимодействие сельских ОУ в условиях социокультурной модернизации образования: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. C. 156–174.

Bethell, G., & Zabulionis, A. (2012). The evolution of high-stakes testing at the school–university interface in the former republics of the USSR. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 19(1), 1–19.

Boni, A., & Walker, M. (2016). Universities and global human development: theoretical and empirical insights for social change. London: Routledge.

Campbell, A. C., & Mawer, M. (2019). Clarifying mixed messages: international scholarship programmes in the sustainable development agenda. Higher Education Policy, 32(2), 167–184.

Jerrard, J. (2016). What does “quality” look like for post-2015 education provision in low-income countries? An exploration of stakeholders’ perspectives of school benefits in village LEAP schools, rural Sindh, Pakistan. International Journal of Educational Development, 46, 82–93.

McCowan, T. (2016). Universities and the post-2015 development agenda: an analytical framework. Higher Education, 72(4), 505–523.

Opposs, D., Baird, J.-A., Chankseliani, M., Stobart, G., Kaushik, A., McManus, H., & Johnson, D. (2020). Governance structure and standard setting in educational assessment. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 27(2), 192–214.

Sayed, Y., & Ahmed, R. (2015). Education quality, and teaching and learning in the post-2015 education agenda. International Journal of Educational Development, 40, 330–338.

Загрузки

Опубликован

2021-05-11

Как цитировать

1.
Еретнова Е. Характеристика современной модели сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования. УО [Интернет]. 11 май 2021 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];11(3):147-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/83