Формирование управленческих компетенций в структуре проектирования образовательных траекторий
DOI:
https://doi.org/10.25726/k1566-5865-4482-sКлючевые слова:
правленческие компетенции, проектирование, образовательные траектории, исследованиеАннотация
Педагогическая практика является инвариантной составляющей в профессиональной подготовке будущих учителей, обеспечивающей приобретение компетентностей в условиях реальной школьной образовательной среды. Мы видим противоречие между требованиями стандарта высшего образования (проекта), профессионального стандарта учителя и комплексом необходимых условий, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций соискателей высшего образования. Итак, встает вопрос определения взаимосвязи между компонентами среды, в котором достигаются возможность реализации индивидуальной образовательной траектории студента, раскрытие творческого потенциала, самореализация и профессиональное саморазвитие. Идея, положенная в основу нашего исследования, заключается в том, что типы образовательной среды не существуют изолированно друг от друга, они могут интегрироваться – совмещать несколько видов локальных сред в одно, что приводит к усилению их влияния на развитие профессионально значимых качеств личности. Поскольку педагогическая практика обеспечивает адаптацию будущих учителей к условиям профессионально-педагогической деятельности и развитие их профессиональных компетентностей, нужно создать специфическую образовательную среду. Мы, с одной стороны, имеем частичное непонимание преподавателями необходимости и путей комплексного измерения компетентностей, а с другой – недостаточную обеспеченность этого процесса действенными педагогическими технологиями, что является актуальной научно-практической проблемой настоящего времени.
Библиографические ссылки
Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Москва: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
Акопова Э.С., Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр» // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. С. 5-18. doi:10.17759/pse.2020250201
Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 58-70. doi:10.17759/pse.2019240506
Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детсковзрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурноисторическая психология. 2020. Т.16. № 1. С. 57-67. doi:10.17759/chp.2020160106
Загуменнов Ю.Л., Зенченко С.А. Зенченко В.А. Компетенции преподавателей для использования ИТ в учебном процессе // Информатизация непрерывного образования 2018: материалы Межд. науч. конф. Москва, 2018. С. 303-307.
Зайцева И.Н. Организационно-педагогические условия реализации проектного образования в старшей школе: дис. магистра псих.-пед. образования. Москва, 2021. 204 с.
Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.
Лазарев В.С. К проблеме построения модели «школы будущего» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 69-79. doi:10.17759/pse.2021260406
Монахова Л.Ю. Управленческие модели образовательной организации как рефлексия педагогических парадигм // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 3 (27). С. 12-19.
Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Межд. науч. конф. Москва, 2018 г. С. 383-387.
Тебенькова Е.А. Задача на проектирование в системе учебных задач // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 1-13. doi: 10.15393/j5.art.2021.6684
Тонких А.П. Проектная деятельность и формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 8. С. 33-37.
Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е. Актуальность дифференциации слушателей в современной системе дополнительного профессионального образования // Вестник томского государственного университета. 2020. № 460. С. 220-227.
Фокин Н.И. Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №9. С. 163-167.