Применение интерактивных методов в процессе проблемного обучения иностранным языкам в вузе
DOI:
https://doi.org/10.25726/x2675-0390-7461-wКлючевые слова:
интерактивные методы обучения, проблемное обучение, межличностные отношения, учебнотворческий потенциал обучающегосяАннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением интерактивных методов в процессе проблемного обучения иностранным языкам студентов высших учебных заведений; дается характеристика проблематизации как одного из методов проблемного обучения, из чего следует, что с использованием интерактивных методов в процессе проблемного обучения в полной мере реализуются творческие и межличностные отношения в учебных группах. Авторами доказывается, что методика обучения иностранным языкам, основанная на модели проблемного обучения, направлена не только на эффективное освоение обучающимися материала, но и на совершенствование их интеллектуально-познавательного развития. В современных условиях регулярно обновляющихся Федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляющих новые требования к результатам освоения учебных дисциплин и уровню сформированности профессиональных компетенций, преподавателями высшей школы ведется работа по совершенствованию форм и методов обучения иностранным языкам. В связи с реформированием образовательной системы, появлением новых форм обучения, направленность образования на развитие личности учащегося, ориентация на формирование его интеллектуального, нравственного и духовного потенциала ставит новые проблемы перед педагогической наукой по отношению к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к инновационным методам обучения.
Библиографические ссылки
Абдукадырова Т.Т., Хабалева, Л.Ф. Формирование лексических навыков говорения в условиях коммуникативно ориентированного обучения // Иностранные языки в современном образовании: парадигмы исследования и модели обучения. Сборник статей по материалам Международного научно-методического симпозиума. Пятигорск, 15-16 мая 2014. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. 217 с.
Акопянц А.М. Современные языковые инновации в аспекте прагмалингводидактики по материалам английского языка // Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам (Лемпертовские чтения XII). Сборник статей по материалам Международного научнометодического симпозиума «Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам». Пятигорск, 27-28 мая 2010. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 421 с.
Акопянц А.М., Михайловская И.Н. Проблемно-исследовательские проекты в обучении иностранным языкам: прагмалингводидактический аспект // Формирование иноязычных компетенций: взаимосвязь теории и практики. Коллективная монография по материалам международного научнометодического симпозиума «Лемпертовские чтения XXIV» 19-20 мая 2022. Пятигорск, 2022. С. 62-73.
Барышников Н.В. Некоторые аспекты реинновации концепции обучения иностранным языкам // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (838). Москва, 2021. С. 63-74.
Барышников Н.В. Стратегии коммуникативной атаки и самозащиты в межкультурном диалоге // Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам (Лемпертовские чтения XII). Сборник статей по материалам Международного научно-методического симпозиума «Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам» (Пятигорск, 27-28 мая 2010 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С. 25-30.
Вартанова К.Ю., Соколовская Н.А. Алгоритм развития и совершенствования навыков говорения на иностранном языке (начальный этап обучения в вузе) // Университетские чтения 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Часть II. Пятигорск: ПГУ, 2021. 152 с.
Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Дис. канд. пед. наук. 13.00.02 // Виноградова О.С. Москва, 2003. 329 с.
Гальскова Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. 336 с.
Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 104-114.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. Москва, 2003. № 5. С. 34-42.
Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностр. языков): автореф. дис. дра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 // Ковалевская Е.В. (Московский пед. гос. ун-т), М.: 2000. 36 с.
Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / Леонтьев А.А.. М.: Русский язык, 1991. 338 с.
Лернер И.Я. Проблемное обучение // Москва: Знание, 1974. 64 с.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество // Матюшкин А.М. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. М., 2000. № 2. 3-10 с.
Пацора И.В., Струценко, С.В. Языковая личность как сложное интегративное образование // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. Материалы III международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Пятигорск, 2019. С. 134-140.
Сафонова В.В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций // В.В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе // В.В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2001. 271 с.
Шевченко Т.Д. Прагматизация иноязычной деятельности студентов посредством интерактивных упражнений //Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам (Лемпертовские чтения – XII). Сборник статей по материалам Международного научнометодического симпозиума «Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам» (Пятигорск, 27-28 мая 2010 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 421 с.