Имитационное моделирование духовно-нравственных качеств современной молодежи
DOI:
https://doi.org/10.25726/i6464-3777-5085-fКлючевые слова:
духовно-нравственные качества, молодежь, моделирование, студентыАннотация
В контексте исследования интеллектуально-информационной цивилизации как цикла социоприродной эволюции, особый акцент сделан на рассмотрении образования как механизма восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, то есть единства общественного сознания и единства общественных знаний, единства образования, науки и культуры. Общественный интеллект из формы „разум-для-себя” переходит в форму существования разума для биосферы, который предъявляет высокие требования к качеству образовательной системы в обществе. Должна произойти экспансия образования на общество в целом. Цивилизационный сдвиг в конце XX века является отражением образовательно-педагогической формационной революции, которая отражает переход от образовательно-педагогической формации просвещения (конец 300-летнему образовательного информационного цикла) к образовательно-педагогической формации „образовательного общества”, в котором главным продуктом становится не образовательная услуга, а сам человек, его социализация, качество его интеллекта и качество общественного интеллекта. Цель статьи – провести имитационное моделирование духовно-нравственных качеств современной молодежи. Материалы и методы. Были использованы следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы для раскрытия сущности теоретико-методологических подходов к проблеме исследования; теоретическое обобщение и систематизация, с помощью которых была предоставлена характеристика проблемного поля исследования и выяснена сущность духовно-культурных ценностей образования; - эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, дискуссии, анкетирование, тренинг, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) для определения уровней сформированности у студенческой молодежи духовно культурных ценностей образования; анализ результатов исследования для проверки эффективности организационно-методической системы их формирования; - статистические-сбор и статистическая обработка экспериментальных данных. Результаты. Доказано, что для возрождения духовно-культурной составляющей образования сегодня необходимо переакцентировать высшее образование на духовно-культурное развитие личности студента, формированию у него духовнокультурных ценностей образования как основ для трансляции духовной, а не материальной культуры, развития не просто грамотного человека, а гармонично и всесторонне развитой, широкомислящей, духовно-культурной образованной личности. Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут использоваться профильными специалистами для улучшения результатов собственных исследований.
Библиографические ссылки
Гасаненко Е.А., Пономарёва Л.Д., Царан А.А. Профессиональный имидж как фактор успешного профессионального становления студента технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 114-117.
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.
Лимонова О.О., Дрожжина Н.Б. Психологические детерминанты профессиональноличностного становления студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2 (133). С. 111- 115.
Литвинова Н.Б. Роль управления взаимодействием систем обучения в развитии профессиональных способностей будущих специалистов (на примере инженерной графики) // Вестник евразийской науки. 2015. Т. 7, № 1 (26) С. 129. https://doi.org/10.15862/119PVN115.
Мазурицкий М.И., Солдатов А.В. Интерактивные сетевые научно-образовательные ресурсы для естественно-научного образования. Высшее образование в России. 20147 № 1. С. 80-87.
Опросник для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах (И. Колер). http://tempus-allmeet.ipps.sfu kras.ru/www_1/Ank5/index.html
Подлесный С.А. Электронное обучение и обеспечение его качества // Инженерное образование. 2013. № 127 С. 104-111.
Программа «Цифровая экономика РФ» (утверждена распоряжением Правительства Ф от 28 июня 2017 г. № 1632-р).
Хоменко В.Г. Построение модели дуальных профессиональных компетентностей будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля // ОТО. 2015. №2. С. 409-427.
Цыгулева М.В. Рефлексивный компонент в структуре профессиональной компетентности инженера // Вестник СИБИТа. 2016. №4 (20). С. 174-181.
Янова М.Г. Диагностика организационно-педагогической культуры будущего учителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 136-143.
Cyber-physical laboratories in engineering and science education/ Eds. M. E. Auer, A. K. M. Azad, A. Edwards, T. De Jong. Springer International Publishing AG, part of Springer Nature, 2018. 434 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-76935-6
Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The Motivation to Work. N.Y., 1959. 157 p.
Ivannikov A. D., Tumkovskiy S. R. Internet portals as integration means of access to educational resources. Proc. of 10th Intern. Technology, Education and Development Conf, INTED2016, Valencia, IATED Academy, 2016, pp. 7337-7343. doi:10.21125/int-ed.2016.0731
Kolodner, J. L., Camp, P. J., Crismond, D., Fasse, B., Gray, J., Holbrook, J., Ryan, M. (2003). Problem-based learning meets case-based reasoning in the middle-school science classroom: putting learning by design (tm) into practice. The Journal of the Learning Sciences, 12(4), 495–547. https://doi.org/10.1207/S15327809JLS1204_2.
Kroes, P. (2009a). Foundational issues of engineering design. In D. M. Gabbay, P. Thagard, & J. Woods (Eds.), Philosophy of technology and engineering sciences, (pp. 513–541). The Netherlands: North Holland Elsevier.
Kroes, P. (2009b). Introduction to part III. In D. M. Gabbay, P. Thagard, & J. Woods (Eds.), Philosophy of technology and engineering sciences, (pp. 405–408). The Netherlands: North Holland-Elsevier.
Lewis, T. (2006). Design and inquiry: bases for an accommodation between science and technology education in the curriculum? Journal of Research in Science Teaching, 43(3), 255–281. https://doi.org/10.1002/tea.20111.
Massachusetts Department of Elementary and Secondary Education (2016). Massachusetts science and technology/engineering curriculum framework. Malden: Massachusetts Department of Education Retrieved from http://www.doe.mass.edu/frameworks/scitech/2016-04.pdf.
Mathis, C. A., Siverling, E. A., Glancy, A. W., & Moore, T. J. (2017). Teachers’ incorporation of argumentation to support engineering learning in STEM integration curricula. Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER), 7(1), 76–89. https://doi.org/10.7771/2157-9288.1163.
Mentzer, N., Becker, K., & Sutton, M. (2015). Engineering design thinking: High school students’ performance and knowledge. Journal of Engineering Education, 104(4), 417–432. https://doi.org/10.1002/jee.20105.
Museum of Science (2019). Engineering is elementary [Curriculum]. Boston, MA. Retrieved from https://www.eie.org/eie-curriculum
Nathan, M. J., Atwood, A. K., Prevost, A., Phelps, L. A., & Tran, N. A. (2011). How professional development in Project Lead the Way changes high school STEM teachers’ beliefs about engineering education. Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER), 1(1), 3. https://doi.org/10.7771/2157-9288.1027.
OECD (2017). PISA 2015 results (volume V): collaborative problem solving. Paris: OECD Publishing Retrieved from https://doi.org/10.1787/9789264285521-en.
Pang, J., & Good, R. (2000). A review of the integration of science and mathematics: implications for further research. School Science and Mathematics, 100(2), 73–82. https://doi.org/10.1111/j.1949-8594.2000.tb17239.x.
Peters-Burton, E. E., & Johnson, T. (2018). Cross-case analysis of engineering education experiences in inclusive stem-focused high schools in the United States. International Journal of Education in Mathematics Science and Technology, 6(4), 320–342. https://doi.org/10.18404/ijemst.440335.
Purzer, S. (2018). How different are engineering design projects?: An analysis of middle school lessons and units. Denmark: European Society of Engineering Education (SEFI), Copenhagen Retrieved from https://www.sefi.be/wp-content/uploads/2018/10/SEFI-Proceedings-2-October-2018.pdf.
Purzer, Ş., Goldstein, M. H., Adams, R. S., Xie, C., & Nourian, S. (2015). An exploratory study of informed engineering design behaviors associated with scientific explanations. International Journal of STEM Education, 2(1), 9.