Технология сотрудничества в процессе формирования музыкально-творческой деятельности школьников в начальном общем образовании

Авторы

  • Ирина Васильевна Павленко Армавирский государственный педагогический университет
  • Галина Андреевна Трибушная Армавирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/h2413-4419-7054-n

Ключевые слова:

педагогика сотрудничества, совместная деятельность, коллективное взаимодействие, младшие школьники, музыкально-творческая деятельность, гуманизация

Аннотация

Содержание образования является педагогической категорией, что в значительной степени обусловливает сущность и эффективность функционирования образовательных систем. От целесообразности отбора и реализации учебного содержания, без преувеличения, зависит уровень жизненной и профессиональной подготовки новых поколений. Признание культуротворческих и развивающе-воспитательных функций содержания образования дает основания рассматривать его как ведущий фактор формирования в учебной деятельности личностной, в частности музыкальной культуры ребенка. Вместе с тем, приходится констатировать дефицит научных исследований по теоретическому обоснованию структуры и принципов отбора содержания общего музыкального образования, в частности в отношении учащихся начальной школы. Основываясь на научных положениях и исходя из цели художественного образования школьников, мы рассматриваем содержание общего музыкального образования как педагогически адаптированную для учащихся систему музыкальных знаний, умений, навыков и способов музыкально-творческой деятельности, направлена на формирование основ музыкальной культуры личности в единстве ее составляющих: музыкальной направленности, музыкальных знаний, музыкально-творческой воспитанности и развитости. Названные составляющие содержания образования не существуют изолированно и следует учитывать возможность их взаимопроникновения. Например: теоретический и практический элементы непосредственно связаны между собой, поскольку «никакую информацию в области искусства нельзя раскрыть без привлечения человека к самостоятельной художественной деятельности»; развивающий элемент не может существовать обособленно оттеоретического и практического, поскольку развитие учащихся происходит в процессе получения знаний, умений и навыков музыкально творческой деятельности; мотивационноценностный и воспитательный элементы коррелируются между собой и с другими, ведь формирование оценочных суждений и воспитание школьников пронизывает все этапы учебной деятельности. Так эмоционально-ценностный элемент содержания образования находит выражение в отношении личности к цели познавательной деятельности, выполнение конкретных задач, овладение средствами деятельности репродуктивного и творческого характера, к последствиям своей познавательной деятельности, отражая социальную зрелость и личностную позицию субъекта обучения. 

Библиографические ссылки

Аникеева Н.В. Актуальные вопросы преподавания предметной области «Искусство» // Искусство и образование. 2020. № 3. С. 222-227.

Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. №5. С.75-78.

Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества. Казань, 2014. 127с.

Зауторова Э.В. Развитие творческой активности сельских школьников на уроках музыки // Педагогика сельской школы. 2020. № 2 (4). С. 70-81.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 384с.

Коротаева Е.В., Домрачева О.В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С. 169-172.

Критская Е.Д., Красильникова М.С. Расширение функций хорового пения в школе: новые формы взаимодействия урока музыки и внеурочной деятельности //Искусство в школе. 2018. № 5. С. 12.:

Москвина И.В. Творческое развитие младших школьников в процессе игры на детских музыкальных инструментах // Начальная школа. 2018. № 12. С. 34-37.

Петрунина М.А. Особенности музыкально-творческой деятельности в образовательном пространстве школы // Начальная школа. 2019. № 11. С. 65-69.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 2000. 237с.

Сергеева Г.П. Отражение музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского в учебно-методических комплектах «Музыка» // Искусство в школе. 2020. № 1. С. 5-7.

Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина, М.: Издательский центр «Академия», 2005. 567 с.

Фурсенко Т.Ф. Творческая деятельность на уроках музыки как фундамент личностного становления обучающегося // Гуманитарные науки. 2018. № 3 (43). С. 113-119:

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М.: ЭКСМО, 2010. С. 224–228.

Шохина М. Нести культуру в эпоху нарастающего прагматизма // Искусство в школе. 2019. № 5. С. 16-18.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Павленко ИВ, Трибушная ГА. Технология сотрудничества в процессе формирования музыкально-творческой деятельности школьников в начальном общем образовании. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];12(6):103-11. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/461