Иноязычное обучение в отечественном образовании XVIII – первой половины XIX веков: латынь и французский язык

Авторы

  • Анастасия Анатольевна Колобкова Российский университет кооперации

Ключевые слова:

образовательный процесс, французский язык, латынь, методика, коммуникативный метод, домашнее обучение, семинарии

Аннотация

В статье на базе сохранившихся и доступных для изучения источников рассмотрено обучение латыни и французскому языку в Российской империи в светских учебных заведениях, семинариях и на дому. Проведен историко-педагогический анализ отдельных проблем преподавания иностранных языков, в частности, при обучении на дому. Всестороннее рассмотрение иноязычного обучения позволило выявить основные методы преподавания иностранных языков, рассмотреть их в ретроспективе. Исследование показало, что на протяжении рассматриваемого периода времени статус латинского языка в учебном процессе изменился. Французский язык со временем вытеснил латынь, став языком международного общения

Библиографические ссылки

Агнцев Д.И. История Рязанской духовной семинарии 1724-1840 гг. Сост. Димитрий Агнцев (преп. Ряз. духов. семинарии). Рязань: Попечительство о бедных воспитанниках Рязанской духовной семинарии, 1889. 382с.

Ветчинова М.Н. Развитие иноязычного образования в гимназиях России в середине XIX – начале XX века (на материале Курской губернии): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. … к. п. н. Курск, 2002. 194 с.

Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. Федеральное государственное учреждение «Российская государственная библиотека». М.: Индрик, 2010. 1251 с.

Зиннатуллина З.Г. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция преподавателя / З.Г. Зиннатуллина // Альманах современной науки и образования. Ч. 2. .2009. № 8(27). С. 79 – 81.

Кислова Е.И. Учебные пособия по латыни и их использование в русских семинариях XVIII в. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 5(30). С. 1-7.

Ковтун Л.С., Биржакова Е.Э., Петрунин В.О. История русской лексикографии. Отв. ред. Ф.П. Сороколетов. РАН, Институт лингвистических исследований. СПб.: Наука, 1998. 610 с.

Колобкова А.А. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи в середине XVIII – начале XIX века // Ценности и смыслы. 2019. № 6(64). С. 118-130.

Копелевич Ю.Х. Первые академические студенты // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 2. С. 4-15.

Краткая грамматика латинская, в пользу учащагося латинскому языку российскаго юношества, переведенная Академии наук переводчиком Васильем Лебедевым. 5-м тиснением. Санкт-Петербург: Тип. при Императорской Академии наук, 1789. 336 с.

Левченко О.Ю. Особенности преподавания латинского языка в мужских гимназиях России в начале ХХ в. // Парадигма современной науки в условиях модернизации и инновационного развития научной мысли: теория и практика: мат. ХVI Межд. науч.-прак. конф., посв. памяти основателей Костанайского филиала «ЧелГУ» Т.Ж. Атжанова и А.М. Роднова (12-13 апреля 2022 г., Костанай). Костанай: Костанайский филиал Челябинского государственного университета, 2022. С. 841-843.

Материалы для истории Императорской академии наук. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1885-1900. 28 с.

Надеждин К. История Владимирской духовной семинарии (С 1750 года по 1840 год): сочинение Ксенофонта Надеждина. Владимир на Клязьме: Печатня А.А. Александровского, 1875. 182 с.

Начало писмен детем к наставлению на латинском языке. М.: Синодальная тип., 1739. 32 с.

Оффорд Д., Ржеуцкий В., Арджент Г. Французский язык в России: социальная, политическая, культурная и литературная история. Пер. с анг. К. Овериной. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 887 с.

Ржеуцкий В.С. Латинский язык в дворянском образовании в России XVIII века // Чтения отдела русской литературы XVIII века. 2018. № 8. С. 228- 251.

Соколовский М.Н. Французская грамматика с российским переводом. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи. Расположенная по вопросам и ответам. С прибавлением слов, разговоров и писем. Коллежским асессором Мартыном Соколовским составленная. М., 1768. 367 с.

Уставы Российской академии наук: 1724-2009. М.: Наука, 2009. 365с.

Шахторина Д.М. Методика изучения французского языка в дворянских семьях XVIII века // Наука и современность. 2013. № 26-1. С. 169- 172.

RGADA, ф. 1451, оп. 1, д. 18, Указы 1724, л. 98.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Колобкова АА. Иноязычное обучение в отечественном образовании XVIII – первой половины XIX веков: латынь и французский язык. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(8-1):237-44. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1716

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ