Foreign language education in Russian education of the XVIII – first half of the XIX centuries: Latin and French

Authors

  • Anastasia A. Kolobkova Russian University of Cooperation

Keywords:

educational process, French, Latin, methodology, communicative method, home schooling, seminaries

Abstract

The article examines the teaching of Latin and French in the Russian Empire in secular educational institutions, seminaries and at home on the basis of preserved and accessible sources. A historical and pedagogical analysis of individual problems of teaching foreign languages, in particular, when teaching at home, is carried out. A comprehensive review of foreign language teaching made it possible to identify the main methods of teaching foreign languages, to consider them in retrospect. The study showed that during the period under review, the status of the Latin language in the educational process has changed. French eventually replaced Latin, becoming the language of international communication.

References

Агнцев Д.И. История Рязанской духовной семинарии 1724-1840 гг. Сост. Димитрий Агнцев (преп. Ряз. духов. семинарии). Рязань: Попечительство о бедных воспитанниках Рязанской духовной семинарии, 1889. 382с.

Ветчинова М.Н. Развитие иноязычного образования в гимназиях России в середине XIX – начале XX века (на материале Курской губернии): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. … к. п. н. Курск, 2002. 194 с.

Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. Федеральное государственное учреждение «Российская государственная библиотека». М.: Индрик, 2010. 1251 с.

Зиннатуллина З.Г. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция преподавателя / З.Г. Зиннатуллина // Альманах современной науки и образования. Ч. 2. .2009. № 8(27). С. 79 – 81.

Кислова Е.И. Учебные пособия по латыни и их использование в русских семинариях XVIII в. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 5(30). С. 1-7.

Ковтун Л.С., Биржакова Е.Э., Петрунин В.О. История русской лексикографии. Отв. ред. Ф.П. Сороколетов. РАН, Институт лингвистических исследований. СПб.: Наука, 1998. 610 с.

Колобкова А.А. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи в середине XVIII – начале XIX века // Ценности и смыслы. 2019. № 6(64). С. 118-130.

Копелевич Ю.Х. Первые академические студенты // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 2. С. 4-15.

Краткая грамматика латинская, в пользу учащагося латинскому языку российскаго юношества, переведенная Академии наук переводчиком Васильем Лебедевым. 5-м тиснением. Санкт-Петербург: Тип. при Императорской Академии наук, 1789. 336 с.

Левченко О.Ю. Особенности преподавания латинского языка в мужских гимназиях России в начале ХХ в. // Парадигма современной науки в условиях модернизации и инновационного развития научной мысли: теория и практика: мат. ХVI Межд. науч.-прак. конф., посв. памяти основателей Костанайского филиала «ЧелГУ» Т.Ж. Атжанова и А.М. Роднова (12-13 апреля 2022 г., Костанай). Костанай: Костанайский филиал Челябинского государственного университета, 2022. С. 841-843.

Материалы для истории Императорской академии наук. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1885-1900. 28 с.

Надеждин К. История Владимирской духовной семинарии (С 1750 года по 1840 год): сочинение Ксенофонта Надеждина. Владимир на Клязьме: Печатня А.А. Александровского, 1875. 182 с.

Начало писмен детем к наставлению на латинском языке. М.: Синодальная тип., 1739. 32 с.

Оффорд Д., Ржеуцкий В., Арджент Г. Французский язык в России: социальная, политическая, культурная и литературная история. Пер. с анг. К. Овериной. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 887 с.

Ржеуцкий В.С. Латинский язык в дворянском образовании в России XVIII века // Чтения отдела русской литературы XVIII века. 2018. № 8. С. 228- 251.

Соколовский М.Н. Французская грамматика с российским переводом. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи. Расположенная по вопросам и ответам. С прибавлением слов, разговоров и писем. Коллежским асессором Мартыном Соколовским составленная. М., 1768. 367 с.

Уставы Российской академии наук: 1724-2009. М.: Наука, 2009. 365с.

Шахторина Д.М. Методика изучения французского языка в дворянских семьях XVIII века // Наука и современность. 2013. № 26-1. С. 169- 172.

RGADA, ф. 1451, оп. 1, д. 18, Указы 1724, л. 98.

Published

2024-08-15

How to Cite

1.
Kolobkova AA. Foreign language education in Russian education of the XVIII – first half of the XIX centuries: Latin and French. УО [Internet]. 2024 Aug. 15 [cited 2024 Nov. 23];14(8-1):237-44. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1716

Issue

Section

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS